Начало 2017 года сопряжено с повышением пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января вступает в действие Закон «О страховых пенсиях», согласно которому лица, замещающие государственные должности, уходят на пенсию позже рядовых граждан. Теперь чиновники-мужчины должны работать до 65 лет, чиновницы-женщины – до 63 лет. Для тех государственных служащих, кто близок к пенсионному возрасту, искомый предельный срок будет отодвигаться поэтапною.
Одновременно с пенсионным возрастом удлиняется и стаж работы на госслужбе – если ранее он составлял 15 лет, то ныне планка поднята до 20 лет.
Как показала практика, российское чиновничество не выразило сколько-нибудь серьёзной озабоченности по поводу повышения пенсионного возраста. Более того, многие госслужащие восприняли данную законодательную инновацию весьма позитивно – ведь теперь не надо по достижению 55 и 60 лет соответственно искать новую работу с более-менее приличным окладом и комфортными условиями труда. И зарплата на госслужбе сохраняется, и люди при деле остаются. Тем более, что государственная служба, как правило, не требует больших физических усилий – управленческая работа по большей части бумажная и умственная.
Вроде бы позитивный шаг – повышение пенсионного возраста для чиновников. Однако есть в этом деле и подводные камни. Как известно, в России на одну вакансию в госслужбе приходится 11-12 претендентов. Фактически это наиболее востребованная работа на российском рынке труда: население ценит госслужбу за престижность, стабильность и целый ряд реальных льгот. Поднятие пенсионного возраста затруднит доступ на госслужбу молодым людям с одной стороны, и сделает ситуацию внутри чиновничества более застойной. Аналогии уже известны по ситуации в театральной среде, здравоохранении, культуре, образовании – в общем там, где отсутствуют чёткие границы пенсионного возраста.