Биржевой маркетинг: освоение Мосбиржей новых сегментов

Интернет-трейдинг в России развивается в последние годы весьма неплохо. Количество частных инвесторов растёт, хотя и не такими высокими темпами как того бы хотелось организаторам и провайдерам биржевой торговли. С каждым годом осуществляется некоторый прирост пользователей интернета, параллельно с которым прирастает и количество людей, торгующих виртуальными активами с домашних компьютеров, с мобильников, планшетников и ноутбуков.

В росте числа активных биржевых инвесторов заинтересована не только Мосбиржа и брокерские компании, но и российское государство. За истекшие пару лет наметился перелом в понимании чиновниками и депутатами роли биржи в экономике – и, о чудо, наконец введено послабление по налогам для лиц, работающих с ценными бумагами вдолгую.

Однако позитивную картину и вроде бы благоприятные тенденции явно портит динамика 2017 года. Почти по Маяковскому – «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Продолжительный выход иностранных инвесторов из российских биржевых активов серьёзно снизил многие котировки, запаковав вновь прибывших трейдеров в позиции и выключив их из игры. Кто-то пережидает большую просадку, кто-то усредняется (если есть на что докупать бумаги), а кто-то потеряв терпение вышел из позиций с немалыми потерями. Как результат – разочарование, уход с рынка, падение объёмов торгов.

Что же в таких условиях предпринять акционерам Мосбиржи? Как компенсировать уход капризных и непостоянных нерезидентов и заместить их отечественными игроками? Вариантов решения проблемы несколько: 1) спокойно смотреть на стагнацию, дожидаясь лучших времён, 2) увеличить продолжительность биржевых торгов или внедрить новые биржевые инструменты, 3) найти новые стимулы для тех, кто ещё по каким-либо причинам не вошёл в трейдинг.

Если руководство биржи ориентировано на третий вариант, необходимо рассмотреть ситуацию с точки зрения маркетинга.

Как мне представляется, при анализе текущего положения следует принять во внимание новые реалии, которые лишь недавно обозначились на рынке. Если предельно обощённо, то следует говорить о новой роли биржи в современном обществе в её соревновательном, развлекательном и испытательном преломлении.

Коротко поговорим о каждом из указанных направлениях.

Начнём с казалось бы неожиданного поворота – что есть спорт и как он связан с современной биржей?

Если давать короткое определение спорту – то можно констатировать, что это есть соревновательная деятельность, осуществляемая по заранее установленным правилам. Причём к нынешнему спорту традиционно относят не только физическое противоборство в его различных формах – индивидуальной, игровой, командной, но и интеллектуальное соревнование – как, например, в шахматах или киберспорте.

Биржевая торговля посредством интернет-трейдинга полностью отвечает указанным кондициям – соревнование участников биржевой торговли ведётся по строго установленным правилам и ограниченному набору инструментов. Таким образом, мы можем рассматривать биржу как площадку интеллектуального соперничества, как центр биржевого спорта. Победителю в биржевом соревновании достаётся полученная в результате торгов прибыль; проигравшему – убытки и желание отыграться.

Следует отметить, что в отличие от традиционных видов спорта, трейдер не видит лиц своих соперников, не знает их численность и тактические приёмы. Неизвестно, употребляют ли твои визави допинг, особые методы тренировки или системы прогнозирования, или же работают по наитию, интуиции, опыту.

В биржевом спорте распространение получили как индивидуальные, так и командные формы. Задача биржи в маркетинговом плане достаточно ясна – довести биржевой спорт до публичных и массовых форм, сделать его зрелищным и интересным. Нечто подобное делают сейчас инвесторы и с киберспортом, оттачивая его инструменты и делая интересным для болельщиков и ценителей.

Нельзя, конечно, сказать, что Мосбиржа ничего не делает в этом плане. И биржа, и другие участники профессионального сообщества периодически организуют конкурсы на звание «Лучший частный инвестор» (ЛЧИ). Но на текущий момент этого явно недостаточно. Нужно изменить масштаб, формат, и маркетинговые подходы к делу, просчитать суммы инвестиций, величину долгосрочной и кратковременной отдачи, возможности рекламы, пиара, тиражирования опыта на различные регионы и зарубежные рынки.

Нужно ли будет создавать федерации трейдеров (по полу, возрасту, территориям, профессиональному признаку и проч.), запускать специальные программы и чемпионаты? Пока сказать сложно. Но мне думается, что это очень перспективное дело.

Второй момент – это развлекательная функция биржи. В таком преломлении Мосбиржу как-то не принято рассматривать, но это и понятно. Биржевых спекулянтов принято критиковать, ругать, выставлять любителями «нетрудовых» доходов. Биржа, как считают многие – большое казино, где люди выигрывают и проигрывают свои деньги.

Для людей, склонных к риску, биржевая игра – не просто работа по извлечению прибыли. Биржа – это театр, где каждый день ставится новый спектакль, где кипят эмоции и страсти – радость, досада, разочарование, страх, жадность, удовлетворение от правильно сделанных ставок.

Поскольку в настоящее время проценты по банковским депозитам сильно упали, россияне с деньгами будут искать новые возможности для приумножения своего капитала. И очень скоро поймут, что без увеличения риска серьёзно прирастить капитал практически невозможно. Биржа через своих маркетологов должна помочь выбрать таким людям правильный путь. Предпринимательство посредством всего двух кнопок – «продать» и «купить» — необычайно заманчивый вид бизнеса. Здесь нет ни чиновников, ни вымогателей, ни силовиков, ни капризных потребителей или недисциплинированных наёмных работников. Весь бизнес в голове. Связь с внешним миром бинарная – через две пресловутые клавиши.

Наконец, биржевым маркетологам следует развить мысль и о том, что лучший способ проверить себя, испытать свои прогностические способности, характер – это хотя бы недолго поработать на бирже в качестве трейдера. Биржа, как рентген, просветит вашу личность и даст объективный ответ на вопрос «Кто я?» и «Что я собой представляю?». Торги могут стать отличным инструментом проверки качеств как людей, неуверенных в себе, так и лиц, имеющих высокое самомнение. За весьма небольшие деньги можно развлечься, познать себя и получить новые экономические знания.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.