Развитие частного трейдинга и перспективы ПИФов

Частный трейдинг и ПИФы

Частный трейдинг и ПИФы

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции в мире по скорости освоения интернета. К концу 2012 года около 60% россиян регулярно пользуются глобальной паутиной. Таковых еще три года назад было почти на треть меньше.

Вместе с увеличением количества пользователей интернета динамично возрастает и численность частных трейдеров, торгующих ценными бумагами или валютой с домашних компьютеров или мобильных устройств. Согласно исследованиям,  количество розничных трейдеров, торгующих на рынке Forex, к 2016 г. достигнет миллиона человек. Что же касается численности частных трейдеров, торгующих на рынках ценных бумаг, фьючерсов и опционов, а также сырьевых товаров, то их численность уже сейчас перевалила за миллион человек. При этом надо иметь в виду, что определенная часть трейдеров торгует с помощью алгоритмических программ (роботов), которых может быть у каждого от нескольких единиц до нескольких десятков. К этому следует приплюсовать и некоторую долю системных трейдеров, торгующих сразу многими инструментами на разных биржевых площадках.

Несмотря на прошедший совсем недавно мировой финансовый кризис 2008-2010 гг., масса трейдеров различного пола, возраста и уровня подготовки только нарастает, чему способствует и интенсивная реклама брокерских компаний и инвестиционных домов, получающих весьма ощутимую прибыль на комиссиях всех видов и маржинальных кредитах.

Свою долю на этом растущем рынке хотят получить и наши крупнейшие банки – включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и некоторые другие. Открывая свои дочерние брокерские подразделения, банки активно развивают это направление – причем предоставление посреднических услуг дает гарантированный доход при любой динамике рынка. Чего не скажешь о самостоятельном трейдинге банков, который зачастую приносит им значительные убытки.

Развитие филиальной сети банков и брокерских компаний делает ныне подключение к интернет-торговле на биржах малообременительным занятием. Вся процедура открытия брокерского счета и установки программного продукта занимает не более 20 минут, после чего новоиспеченный трейдер получает свой ключ, пароль и доступ к онлайновой торговле. А так как компьютеры у большинства семей уже имеются в наличии, то торговлю на бирже можно начинать практически сразу после поступления денег на счет трейдера.

За позитивной тенденцией вовлечения населения в интернет и индивидуальную торговлю на организованных финансовых рынках скрываются не вполне благоприятные перспективы для инвестиционных институтов, работающих на принципах аккумулирования средств частных вкладчиков.

Напомню, что система коллективного инвестирования в ценные бумаги, валюты, коммодитиз или  в деривативы строится по следующей схеме. Вначале инвестиционная компания собирает денежные средства из всех возможных источников (как от физических, так и от юридических лиц), затем покупает на них определенный класс активов, формируя собственный инвестиционный портфель. Если портфель формируется по отраслевому признаку (инвестиции осуществляются, например, в нефтяную отрасль, в телекоммуникации, химию и нефтехимию, ритейл и т.д.), то фонд называется отраслевым, если в облигации (государственные или корпоративные), то фонд будет облигационным, если в акции и облигации различных эмитентов – то фонд называется сбалансированным.

Почему же россияне еще несколько лет назад весьма охотно инвестировали свои свободные денежные средства в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), работающие в различных рыночных сегментах,  теперь не проявляют в этом направлении активности (и даже  более того, изымают средства)? Основных причин несколько, но главная среди них – развитие частного трейдинга.

Ситуация обстоит следующим образом. Если несколько лет назад ПИФы служили хорошей альтернативой банковским вкладам, то теперь показатели доходности изменились. На падающем рынке ПИФы не могут приумножать активы вкладчиков. Да что там приумножать, — только за 2008-2009 гг. большинство отечественных фондов потеряло от 50 до 70% своих активов, оказавшись полностью неготовыми к обвалу рынка. И даже в период восстановления рынка вкладчики решили, что этот инструмент не для них, раз при высокой доле риска не обеспечивает даже минимального процента прироста капитала. Банки снова стали предпочтительнее, с их гарантированной ставкой по депозитам.

Однако даже не кризис стал главной причиной заката эпохи ПИФов. Изменились подходы к инвестированию в головах многих пассивных вкладчиков, которые теперь становятся активными трейдерами. Если раньше реклама инвестиционных компаний и ПИФов внушала населению, что для получения дохода на рынке ценных бумаг стоит обращаться к профессионалам, то теперь население убедилось в качестве «профессионалов».

Сформировать свой собственный инвестиционный портфель при достаточно высоком уровне образования и наличии компьютера для торговли – дело не слишком сложное. Тем более, что прогнозы по потенциалам бумаг публикуются в открытом доступе почти всеми инвестиционными домами и брокерами. Не следует также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что торговля на бирже – захватывающее занятие, где каждый проверяет себя и свои прогнозы, оттачивает собственные умения и методики торговли. В этом смысле весьма показательны конкурсы «Лучший частный трейдер» и тематические передачи на бизнес-канале РБК, дающие представление о людях, посвятивших себя трейдингу.

Уже сложился достаточно многочисленный слой инвесторов, которые покупают активы на уровне поддержки (или на пробое волатильности) и продают на линиях сопротивления. Проделав такую операцию три-четыре раза в год, инвестор имеет свои 20-25% годовых. Без всяких премудростей, фундаментального, технического или волнового анализа. А изощренные стратегии профессионалов в условиях безтрендовой торговли оказываются не слишком эффективными. Массовый трейдер из розничного сектора оказывается более продуктивным. Ему не нужны закрытые информационные каналы и сети, штаты аналитиков, не требуется изучение статистики. Купил дешево – продал дорого, — вот и вся стратегия.

Естественно, что многие частные трейдеры в начале своего пути теряют деньги. Но позже приспосабливаются и чувствуют себя неплохо. Зачем же им нести деньги в ПИФы, если они и сами справляются с задачами инвестирования – особенно среднесрочными и долгосрочными? В период, когда исчезли многие препоны для вхождения в биржевой рынок, многие институциональные инвесторы, среди которых ПИФы, потеряют свою привлекательность. Эту тенденцию мы отчетливо видим на отечественном рынке. А дальше эта тенденция может лишь усугубиться, и перекинуться на коммерческие банки – особенно, если они станут снижать процент по вкладам.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.