Законодательная защита коммерческой тайны

Национальный и международный бизнес быстро меняется. В основе этих изменений – глобализация экономики и политическое противостояние ряда стран, санкции и контрсанкции, торговые войны, идеологическая борьба либерализма и протекционизма, затрагивающая предпринимательство, постоянное внедрение инноваций и искусственного интеллекта, повышение конкуренции, распространение криптовалют (см. В декларащиях госслужащим криптовалюты можно не указывать).

Реалии сегодняшней предпринимательской среды таковы, что именно нетривиальные решения и новые технологии приносят наиболее ощутимые прибыли, создают фундамент для получения дохода в будущем. Как следствие этой тенденции, усиливается рост высокотехнологичного сектора в бизнесе, основанного на последних достижениях науки и техники.

Лидеры современного бизнеса, вне зависимости от того, что они производят – лекарственные препараты, стиральный порошок или программный продукт – строят свою производственную, исследовательскую, маркетинговую и управленческую деятельность на ограничении доступа к конфиденциальным сведениям и соблюдении режима коммерческой тайны. И это вполне естественно, так как в противном случае их бизнес будет просто уничтожен или поглощён конкурентами. Остроты ситуации добавляет и тот факт, что США и их союзники пытаются затормозить рост своих конкурентов (России, Китая, Ирана, Венесуэлы и т. д.) и даже разрушить их хозяйственные системы (говоря словами экс-президента США Б. Обамы, «разорвать экономику в клочья»), в результате чего России, например, приходится засекречивать некоторые статьи государственного бюджета, закрывать информацию по финансовым операциям,  оборонной промышленности, транзакциям Центрального Банка и проч.).

Растущая значимость конфиденциальной информации для бизнес-процессов создала предпосылки для формирования законодательства о защите коммерческой тайны во многих развитых странах. Смысл этих предпосылок заключается в следующем:

  • Внутрифирменные документы и договоры найма сотрудников не могли составлять надёжную юридическую базу для трудовых и коммерческих споров. Представители различных компаний по-разному трактовали категории «коммерческая тайна», «разглашение коммерческой тайны», «права обладателей коммерческой тайны» и некоторые другие;
  • Разногласия работодателей и наёмных работников в части обеспечения коммерческой тайны были весьма существенными. Нередко наёмные работники считали, что их права нарушаются в самых разных сферах – в свободе передвижения, общения, выбора сфер деятельности. Трудовые договоры, подписываемые работниками, ими впоследствии оспаривались на том основании, что это договоры присоединения, выработаны они в одностороннем порядке, а подписывались под давлением. Отсутствие специального законодательства затрудняло правовое решение подобных конфликтов;
  • Отдельные предприниматели пытались засекретить даже ту информацию, которая не должна быть закрытой. К числу конфиденциальных данных они относили сведения, касающиеся учредителей предприятия, наличия необходимых лицензий, данные о численности и составе персонала, противопожарных мерах, радиационной обстановке, условиях труда и проч.;
  • Без законодательства о коммерческой тайне не удавалось удовлетворительно разрешить проблему взаимоотношений владельцев коммерческой тайны и государства, – обязаны ли сообщать по требованию государственных органов владельцы или сотрудники предприятий (банков) сведения, составляющие коммерческую тайну или нет? Должны ли  соцсети типа Telegram или Facebook передавать персональные данные на своих пользователей представителям спецслужб?  В этом вопросе мнения сторон диаметрально расходились.

Названные противоречия, а также ряд других соображений, касающихся защиты интересов всех сторон, связанных с поддержанием и использованием режима конфиденциальной информации, привели к формированию законодательства о коммерческой тайне.

В Российской Федерации  формирование законодательной базы о коммерческой тайне началось с 1990-х гг. в виде правительственных постановлений, отдельных статей федеральных законов и Гражданского кодекса. Так, в декабре 1991 г. Правительством РФ было издано постановление «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», где определялись данные, которые не могли произвольно относиться предпринимателями к числу конфиденциальных. Вышедший в свет Гражданский кодекс РФ в 1995 г. также уделял определенное место коммерческой тайне. В ст.139 давалась трактовка служебной и коммерческой тайне, указывалось, что её обладатель самостоятельно принимает меры по её охране. В части второй этой же статьи ГК устанавливал, что «лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причинённые убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Положение о коммерческой тайне нашло своё отражение и в федеральном законе РФ «О банках и банковской деятельности» от 26 января 1996 г. Ст.26 закона «Банковская тайна» устанавливает, что кредитная организация и Банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Однако отдельные положения законов или иных правовых актов не могли создать целостной композиции норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с коммерческой тайной. Для этой цели был необходим специальный закон «О коммерческой тайне», в котором бы давались необходимые дефиниции, устанавливались права и обязанности сторон, определялась конкретная ответственность за нарушение тех или иных положений закона.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» был принят и опубликован в РФ в июле 2004 г. Закон носит весьма краткий характер (в нем содержится 16 статей). Во вводной части приводятся цели и сферы действия Закона, определяется состав законодательства РФ о коммерческой тайне, даются основные понятия, используемые в Законе. Это очень важная часть закона, так как она отражает общие подходы законодателя к регулированию отношений в сфере коммерческой тайны, дает необходимую трактовку базовых понятий для судебных органов.

Последующие положения Закона содержат определения, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну, каким образом предоставляется информация, содержащая коммерческую тайну, кому принадлежат права на коммерческую тайну и как эти права реализуются.

Особое место уделено в Законе «О коммерческой тайне» охране конфиденциальности информации в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Закон, в частности, устанавливает, что в целях охраны конфиденциальности работодатель обязан:

  1. ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;
  2. ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за ее нарушение;
  3. создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

В свою очередь, наёмный работник обязан:

  1. выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  2. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
  3. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключённым в период срока действия трудового договора, или в течение трёх лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;
  4. возместить причинённый работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  5. передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие данные, составляющие коммерческую тайну.

Важное значение придается Законом договорным отношениям между участниками гражданско-правовых отношений по поводу коммерческой тайны. Закон, в частности, указывает, что отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальной информации, регулируются законом и договором. Закон, таким образом, подчёркивает правовую силу договора, рассматривая его как документ, обязательный для исполнения подписавшего его сторонами. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальной информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору. Договором может быть предусмотрен разовый или периодический контроль носителей коммерческой тайны на детекторе лжи (полиграфе).

Закон гарантирует правовую защиту предпринимателям и предприятиям, предоставивших в распоряжение государственных органов информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов, эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Что же касается последствий за неисполнение положений Закона, то наступающая ответственность может носить дисциплинарный, административный, уголовный и гражданско-правовой характер.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.