Школа поведенческих наук (Часть 1)

Школа поведенческих наук

Школа поведенческих наук

Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее. Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – предвидеть – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.

Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

 

Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.

Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.

Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[i]

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.

От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.

Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на себя подобно домашнему скоту.

С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на хозяина, находясь в рабстве.

Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении  в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.


[i] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). —  М., 1981 С. 106 -107.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.