Генезис корпоративных форм бизнеса в России и за рубежом

Различные модели корпоративного управления стали складываться в акционерных компаниях на самых ранних этапах их становления. Известно, что акционерная форма собственности появилась значительно позднее других форм организации бизнеса – индивидуальных предпринимателей,  полных и коммандитных товариществ.

Начиная со времен Римской империи торговые караваны, передвигающиеся по суше или водному пространству, формировались в форме ассоциации купцов, которые осуществляли коммерческие операции вскладчину, решая двуединую задачу – увеличение капитала и снижение рисков. Впоследствии эта практика получила дальнейшее распространение. Если в подобных коммерческих ассоциациях паи были одного размера и участникам предпринимательских проектов выдавались на них определенные свидетельства, то такие корпоративные объединения можно считать прообразом акционерных компаний.

В форме корпораций создавались цехи и гильдии, служащие для защиты интересов своих членов – коммерческих, профессиональных, общественных. Но это не были привычные современному человеку ассоциации, основанные на акционерных принципах. Однако наиболее важные принципы корпоративного устройства в виде общего собрания участников, приобретения паев, создания специальных надзорных и управленческих органов, коллективного принятия главных решений в них соблюдались.

Некоторые историки экономики считают, что на акционерных началах были организованы мельницы Тулузы еще в XIV веке. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но известные принципы управления хозяйственных обществ на акциях тогда действительно имели место.

Первый коммерческий банк в Европе, который называют и первой реальной корпорацией – Банк святого Георгия в Генуе, образованный в 1407 году, также был образован на акционерных началах – его паи, подтвержденные соответствующими документами (прототипами акций), могли перепродаваться и имели хождение в кругах коммерсантов.

Крупные акционерные компании стали появляться в Европе в начале XVII века, когда для реализации масштабных торгово-промышленных проектов потребовались значительные денежные ресурсы, мобилизовать которые можно было только путем объединения средств многих людей и предприятий. Финансовых средств полных и коммандитных товариществ здесь было уже недостаточно. Новая форма объединения капиталов для достижения какой-либо коммерческой цели получила название корпоративной или акционерной. Первым акционерным обществом стала нидерландская Ост-Индская торговая компания, образованная в 1602 г. для торговли со странами Юго-Восточной Азии.

Необходимость создания акционерной компании, а не какой-либо иной формы предприятия была вызвана тем обстоятельством, что экспедиция такого рода была очень дорогостоящим и рискованным предприятием; если бы в нее вложили деньги один-два очень богатых человека, а экспедиция оказалась бы неудачной, они стали бы банкротами. Желая ограничить коммерческие риски размерами сделанного вклада, купцы и предприниматели-промышленники объединили свои капиталы в единый фонд, который поделили на равные доли – акции (от голл. Aktie – пай, доля), которые можно было перепродавать всем желающим.

Следует отметить, что первоначально акции не были одного номинала, что сильно затрудняло их торговлю на бирже. Дело в том, что еще до первого отплытия кораблей рыночные цены акций Ост-Индской компании выросли на 14-16% от их первоначальной стоимости. Спрос вызвал соответствующее предложение со стороны владельцев акций, которые стали продавать их по выгодной цене. Для удобства продажи было решено унифицировать номинал акций, который был установлен в размере 2000 гульденов. Вместе с акцией к покупателю переходило право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение дивиденда. Принято считать, что так было положено начало акционерному делу в Европе.

В российской хозяйственной практике акционерные компании стали появляться значительно позднее европейских: устав первой из них – Российско-Американской акционерной компании был утвержден только в 1799 году. Однако уже к концу XIX – началу ХХ века акционерное предпринимательство получило в нашей стране значительное развитие.

Корпоративные формы бизнеса исторически эволюционировали от наиболее простых к более сложным образованиям: от отдельных купцов и частных собственников – к единоличным владениям, от партнерств – к хозяйственным обществам (см. рис.1).

Рис.1. Трансформация организационно-правовых форм бизнеса.

Рис.1. Трансформация организационно-правовых форм бизнеса.

К числу хозяйственных обществ относятся и акционерные предприятия, которые в мировой практике часто именуются частными или публичными корпорациями. В российской практике акционерные общества относятся по классификации Гражданского кодекса к хозяйственным обществам. Однако такая классификация применяется не повсеместно.

В связи с тем, что акционерные компании исторически вышли «из шинели» полных и коммандитных товариществ, а также обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, то и корпоративные модели, зафиксированные национальными законодательствами, применяются весьма разные. Так, в Великобритании применяется модель PLC (Public Company Limited) — акционерного общества, акции могут быть проданы на бирже. Существует также модель Private Limited – то есть частной корпорации, акции которой не находятся в свободном обращении. Некоторые национальные модели предусматривают партнерства и товарищества на акциях, что российским правом не предусматривается.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.