Участники международного бизнеса

Участники мирового бизнеса

Участники мирового бизнеса

Международный бизнес настолько объемное и многогранное явление, что без установления определенной классификации, ограничивающей рамки данного феномена, мы не сможем дать ему целостное и в то же время компактное описание.

Целесообразно вначале указать наиболее крупные группы участников мировых бизнес-процессов, а затем рассмотреть функционирование отдельных институтов и рынков. Таким образом мы сможем увидеть полную картину явления, не погружаясь в пучину мелких деталей и второстепенных подробностей.

Начнем с общего подразделения всех участников международного бизнеса на производителей товаров, услуг и информации, потребителей, посреднических и сервисных структур, а также надзорных, судебных, контролирующих и лицензирующих организаций (см. рис.1).

Рис.1. Укрупненная классификация участников международного бизнеса.

Рис.1. Укрупненная классификация участников международного бизнеса.

Производителей продукта любого типа подразделим на категории в2в («би-ту-би» — «бизнес для бизнеса») и в2с («би-ту-си» — «бизнес для потребителя»). Такая классификация обусловлена тем обстоятельством, что часть поставок на международные рынки осуществляется в виде сырья или полуфабрикатов, которые за рубежом перерабатываются в готовый продукт; другая часть поставляется в виде готового продукта для конечного потребителя. По схеме в2в работает российская нефтедобывающая и газовая отрасль, осуществляющая экспортные поставки. Полуфабрикаты для совместных автосборочных предприятий иностранные производители поставляют в виде кузовов, двигателей, комплектующих. По этой модели работают известные японские, немецкие и французские концерны.

По контрактам в2в поставляются такие продукты, как зерновые культуры, замороженное мясо, морепродукты, концентраты всех типов, строительные, расходные и отделочные материалы. Что же касается схемы в2с, то она охватывает такие сегменты, как одежда, обувь, бытовая техника, косметика, парфюмерия, лекарственные препараты, теле и кинопродукт, информация.

Потребителями в международном бизнесе выступают государственные и частные структуры, индивидуальные предприниматели и широкие массы населения. Заказы на иностранные товары делают государственные министерства и ведомства, выставляющие заявки на специальных тендерах.

Предприятия и предприниматели – участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) работают, в основном, на базе двусторонних соглашений и заключенных контрактов. Торговля выступает промежуточным потребителем, реализуя импортируемый товар массовому розничному потребителю.

Обслуживание международных бизнес-операций осуществляет финансовый и банковский сектор, реализуя взаиморасчеты между контрагентами сделок. Немало международных посредников действует на ниве обслуживания участников внешнеэкономической деятельности по отдельным специфическим операциям – юридического, консалтингового, маркетингового характера.

К сектору посреднических институтов вполне можно отнести и специальные налоговые режимы, предоставляемые международному бизнесу оффшорными юрисдикциями. За небольшую плату участники ВЭД покупают себе такие преференции, как конфиденциальность, упрощенный бухгалтерский учет (или полное отсутствие такового) и низкие налоги.

Всю систему международного бизнеса отслеживают и контролируют различные финансовые, таможенные, налоговые, банковские и прочие государственные структуры. Проводится такой мониторинг и контроль как на национальном, так и на наднациональном уровне, то есть в рамках таможенных союзов, Всемирной торговой организации (ВТО) и региональных экономических организаций.

В силу того, что международный бизнес обычно не пользуется какими-то одними правовыми режимами национального или концептуального характера (англо-американским или континентальным правом), для разрешения спорных и конфликтных ситуаций используются особые институты в виде интернациональных арбитражей или третейских судов, которые без участия государственных судебных инстанций ведут дела коммерческого характера.

Таким образом, выделяя укрупненные категории участников международного бизнеса, мы можем отметить, что таковых всего шесть. Более мелкую, раздробленную классификацию мы проведем ниже, при рассмотрении отдельных аспектов функционирования международного бизнеса.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.