Роспечать: уходящий бизнес

Экономические и социальные процессы в современном мире меняются стремительно. Ещё вчера, казалось бы, незыблемые и вечно доходные бизнесы, теряют свою популярность. Неумолимое время, Интернет и технический прогресс безжалостно сметают такие виды предпринимательской деятельности, как междугородняя и стационарная телефонная связь, уличные таксофоны, мастерские по ремонту телевизоров и холодильников. Почти полностью ушли в прошлое телеграммы и поздравительные почтовые открытки. Опустели офлайновые библиотеки и музеи.

Теперь настал черёд и сети киосков по продаже периодики, выступающей под вывеской агентства «Роспечать». Если взглянуть на фотографии российских городов 20-30-летней давности, мы увидим массу газетных киосков, возле которых обязательно были покупатели или даже небольшие очереди желающих купить свежую прессу. Правда, в те времена, начиная с 1930 года, это было Всесоюзное объединение «Союзпечать», но смысл существования и функционирования организации от этого не изменился.

В советское время «Союзпечать» была экономически развитой и мощной организацией, продукция которой не залёживалась на прилавках. Газеты, журналы, открытки, буклеты – всё это быстро раскупалось потребителями. Особым спросом пользовались издания, которые были в дефиците – например, модные журналы или журнал «За рулём».

Неплохо расходились и газеты, стоившие тогда от 3 до 5 копеек за экземпляр. И это было вполне естественно, так как газеты были одним из главных источников новостей в эпоху первых шагов телевидения и появления беспроводного радио. Да и государство всячески помогало прессе, так как она была одним из основных пропагандистских инструментов и доведения до трудящихся официальных решений парторганизаций, а также местных органов власти.

Перспективы российских печатных СМИ казались совсем лучезарными в начале 1990-х годов, когда стали появляться первые частные издания. Свобода слова и доступность регистрации новых газет и журналов породили бум в производстве, распространении и продаже всевозможных изданий. Однако буйный пир на рынке печатных СМИ продлился относительно недолго. Дело в том, что процессы демократизации в России совпали по времени с развитием Интернета. Россияне во второй половине 1990-х годов стали всё больше покупать персональных компьютеров, которые завозились в страну в значительных объёмах.

Появление сначала «медленного», а затем и «быстрого» Интернета нанесло рынку печатных СМИ такой удар, от которого они вряд ли смогут оправиться. Теперь любители новостей, тематических обзоров, фельетонов, экономического и социального анализа, публицистики и всего прочего журнального продукта идут не в газетные киоски, а прямиком в Интернет, где и черпают все необходимые сведения.

Многие печатные СМИ были в растерянности – ведь основную кассовую прибыль они делали именно на продаже бумажных версий своих газет и журналов. А тут – какой-то Интернет, который не хотят принимать люди старшего поколения. Одни редакции полностью игнорировали Интернет, не приступая к созданию собственных сайтов, другие – выкладывали на веб-ресурсах сокращённые версии публикуемых материалов, третьи пытались продавать виртуальную подписку. А самые продвинутые стали публиковать в Интернете все свои материалы, уповая на рекламные доходы и проплаченные пиар-материалы.

Результатом этой схватки «бульдогов под ковром» стала тотальная доступность газетных материалов, получаемых читателями по каналам Интернета бесплатно. Те же издатели, кто уповал на розничную торговлю бумажными версиями своих изданий, столкнулись с крайне неприятным явлением обвала числа покупок и ярко выраженным снижением прибыли. В итоге кто-то вынужден был покинуть рынок, а кто-то влачить жалкое существование, надеясь на подачки властей или богатых учредителей.

Иными словами, приходится констатировать, что сейчас, к весне 2015 года, рынок печатных СМИ в нашей стране практически рухнул. Слабую активность на нём душат кризисные явления, которые вновь обрушились на российскую экономику. Единственным выходом для отечественных издателей, газетчиков и журналистов стало бы существенное снижение налогов. Однако этот вопрос пока завис в воздухе.

Кризис в отрасли печатных СМИ прямым и непосредственным образом сказался на бизнесе «Роспечати», которая имеет 4 тысячи киосков в 18 регионах страны. Сейчас дело дошло до того, что большая часть из них перестала себя окупать – несмотря на низкие зарплаты продавцов в этих торговых точках.

Попытки оживить торговлю за счёт введения в ассортимент киосков «Роспечати» непрофильных товаров должного эффекта не имеют (кстати, то же самое мы замечаем и с торговлей в отделениях Почты России). Бизнес «Роспечати» начинает сжиматься подобно шагреневой коже.

А что же государство? Ведь именно оно всё ещё продолжает оставаться владельцем этого колосса на глиняных ногах. На удивление, оно ведёт себя так, как будто ничего не происходит. Видимо, настало время приватизации сети киосков или её коренной модернизации, которая бы избавила бюджет от дополнительной головной боли.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.