Структура бизнес-журналистики

Структуру деловой журналистики можно показать лишь после раскрытия понятия бизнес-журналистики. Обычно под деловой или бизнес-журналистикой понимают профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что дает возможность представителям властей и деловых кругов обсуждать насущные вопросы.

Казалось бы, вполне приемлемая дефиниция. Однако, как указывал Декарт, «всякое определение есть отрицание». В нашем случае за рамками рассмотрения оказывается вопрос, кого считать журналистами. Только ли представителей пишущей братии, работающей на профессиональной основе (по наймы или договору) в печатных и электронных СМИ? Следует ли относить к журналистам лиц, участвующих в изготовлении и реализации информационного продукта косвенно (дикторов, редакторов, корректоров, видео- и звукооператоров, маркетологов и проч.)? Наконец, остается непроясненным вопрос о внештатных корреспондентах, присылающих текстовые, звуковые и видеоматериалы в СМИ, о лицах, дающих к статьям и репортажам пространные комментарии и критические заметки, о блогерах, пишущих на темы финансов, экономики и бизнеса.

В повседневной жизни мы можем встретить две трактовки журналистов, зависящих от точки зрения лиц, их дающих. В широком смысле под журналистами понимаются все штатные и нештатные сотрудники, занятые в системе получения бизнес-данных, производства и продаж информационного продукта (в том менеджеров и вспомогательных работников).

В узком смысле под журналистами понимаются люди, непосредственно готовящие, пишущие и публикующие материалы под своим именем, инициалами или литературным псевдонимом.

Конечно, и в данных формулировках имеется масса пробелов. Например, если на то или иное лицо работают «литературные негры», а оно лишь подписывает публикуемые материалы своим именем, следует ли его считать журналистом? Или журналистами являются те люди, которые работают непублично, готовя статьи и материалы для номинального автора?

Отчасти избежать возникающих трудностей можно при помощи введения понятия индустрии бизнес-журналистики. Эта категория дает возможность отделить дефиницию делового журналиста от всех иных сотрудников, занятых в данной отрасли. Если предположить, что бизнес-журналистами являются только лица, непосредственно пишущие материалы для их публикации в СМИ, то все остальные сотрудники, косвенно участвующие в подготовительной, аналитической, редакторской и прочей работе, являются работниками индустрии журналистики.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о блогерах и сайтах, не зарегистрированных как средство массовой информации. Данную проблему необходимо рассматривать в двух плоскостях – с точки зрения де-юре и де-факто.

С юридической точки зрения средствами массовой информации являются официально зарегистрированные издания, будь то сайты или иные каналы донесения сведений до широкой читательской, аудио- или видеоаудитории. Фактически нередко бывает так, что публичные дневники (блоги) или сайты, не являющиеся СМИ, собирают аудиторию гораздо большую, нежели юридически оформленные СМИ.

Правовую проблему дополняет специфика интернет-пространства. В частности, доменное имя и хостинг могут быть выбраны владельцами сайтов за пределами зоны определенной страны, но материалы будут открыты для доступа любых субъектов, независимо от гражданства или национального законодательства. Иными словами, сайт будет находиться за пределами формальной юрисдикции государства, в то же время поставляя информацию для всех желающих.

Общую структуру современной деловой журналистики удобно показать в виде схемы (см. рис.1).

Рис.1. Общая структура бизнес-журналистики

Рис.1. Общая структура бизнес-журналистики

Если структурировать индустрию бизнес-журналистики по социально-экономическим параметрам – производства, потребления и инфраструктуры, то в целом мы получим комплекс, указанный на схеме.

Более подробно спрос и предложение на рынках деловой журналистики мы рассмотрим ниже.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.