Обучение в экономике знаний

В экономике знаний огромное место занимает обучение, которое отдаляет людей от состояния невежества, ставит на путь прогресса и самопознания. Причём движение по этому пути нередко бывает сложным и тернистым, что подтверждается мудрыми словами из Екклесиаста – кто умножает познания, тот умножает печали.

Но из чего же состоит познавательный процесс, каково определение обучения как научной категории? Для выяснения этого вопроса нам придётся выйти за рамки привычных понятий педагогики и расширить ареал научного подхода до парадоксальных пределов. Традиционное понятие обучения таково – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования научно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

В узком смысле слова это вполне приемлемо. Однако для широкого понимания мы должны убрать из вышеприведенной дефиниции стесняющие барьеры. Обучение в широком смысле – это придание какому-либо объекту (объекту обучения) новых качеств и свойств. К последним можно отнести знания, навыки, умения, модели поведения.

Как видно из расширенного определения, мы вывели из него признаки, указывающие на учащихся, учителей и обязательные атрибуты обучения человека человеком. В экономике знаний мы применим иную классификацию, которая будет включать:

а) традиционную модель обучения, в которой получателем знания является человек;

б) расширенную модель, в которой объектом обучения выступают живые организмы – животные, растения, микроорганизмы;

в) системы обучения, которые нацелены на научение чему-либо неживых (косных) объектов. Сюда входит, например, программирование, создание автоматических устройств, элементов искусственного интеллекта;

г) системы обучения у биологических объектов (бионика), когда люди перенимают знания от природы;

д) обучение у бестелесных и духовных сущностей, коллективного разума в том числе из религиозных учений, заповедей, интуитивного озарения;

е) обучение собственного тела на микро и макроуровне.

Перечисленные нами компоненты обучения в значительной степени расходятся с традиционными трактовками и классификацией традиционной педагогики, которая иначе понимает сам процесс обучения и его составляющие. Почему мы пошли по пути неканоническому, а выбрали, если так можно выразиться, еретический подход, мы обоснуем ниже, приведя надлежащую аргументацию.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.