Самозанятость как протобизнес

Обычно экономические и социальные исследования на затрагивают тему вхождения в бизнес людей различных возрастов, семей, трудовых коллективов. Социологи, по большей части, ограничиваются опросами по поводу желания заняться бизнесом в тех или иных группах населения. За рамками рассмотрения остаются такие вопросы, как работа на нестабильных и малоёмких рынках, совмещение бизнеса с работой по найму, попытки ограничить риски от возможных неудач в предпринимательской деятельности.

Законодательно и ментально мы разграничиваем бизнес и работу по найму, проводя между ними чёткий водораздел. Но в реальной жизни не всё так однозначно и определённо. Между наёмными работниками и предпринимателями существует значительная прослойка людей, находящихся в некоем переходном состоянии (см. рис.1).

Рис.1. Схема формирования питательной среды бизнеса за счёт самозанятых

Рис.1. Схема формирования питательной среды бизнеса за счёт самозанятых

На представленной выше схеме слой самозанятых находится между такими стратами, как «Предприниматели» и «Наёмные работники». И это не просто транзитный элемент, сквозь сито которого движутся восходящие и нисходящие потоки, это ещё и питательная среда бизнеса, или, говоря одним словом, протобизнес.

Термин протобизнес означает, что в недрах этого социально-экономического пространства циркулирует достаточно большое количество граждан страны, находящихся в поиске карьеры и жизненного пути. Кто-то пробует себя на предпринимательской стезе вынужденно, из-за нехватки денежных средств или из-за неудовлетворённости своим текущим состоянием, кто-то из специалистов пытается уйти «на вольные хлеба», покидая госслужбу, лечебное или научное учреждение, а кто-то – как, например, студенты, пытается нащупать дорогу в более активную, интересную и обеспеченную жизнь.

Специфической особенностью среды протобизнеса является то обстоятельство, что активные (пассионарные) люди, пытающиеся встроиться в предпринимательское сообщество, сталкиваются с рядом труднопреодолимых препятствий, в число которых входят:

— отсутствие сколько-нибудь значительного первоначального капитала;

— неимение опыта взаимодействия с производителями, потребителями (покупателями), государственными контролирующими и надзорными органами;

— отработка мелкого, сезонного и разового спроса, который зачастую не даёт стабильного дохода.

Преобладающее большинство акторов протобизнеса пытается минимизировать финансовые риски, совмещая коммерческую деятельность и работу по найму – что весьма логично с прагматической точки зрения.

Иллюстрации выхода в протобизнес и далее в предпринимательскую среду мы рассмотрим ниже.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.