Родился Анри Сен-Симон

В этот день, 17 октября 1760 года, родился всемирно известный французский философ и социолог, основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон. Первая половина жизни будущего мыслителя была довольно своеобразной – он был крупным помещиком, жил на широкую ногу, а в 16 лет принимает участие в войне за американскую независимость. В период французской революции он отказывается от дворянского звания и восстанавливает своё разрушенное состояние удачной спекуляцией на национальном имуществе.

В качестве политически неблагонадёжного Сен-Симон был заключён в тюрьму Сен-Пелажи; затем, освобождённый во время девятого термидора, он ведёт коммерческие дела, путешествует, предаётся удовольствиям и изучению наук. На Сен-Симона производит глубокое впечатление зарождение нового общества, в котором, казалось, перевернулось все моральные, политические и материальные условия, исчезли старые верования и ничего не появилось на их месте. Он мечтает стать новым Мессией, возвестить миру разработанное им евангелие. Сен-Симон созывает «бывших с ним в сношениях капиталистов, доказывает им необходимость восстановить мораль и предлагает создать гигантский банк, доходы от которого будут служить для выполнения полезных человечеству работ». Таким образом, чисто философские задания у него сочетаются с промышленными.

Однако безумное мотовство и развод вновь погружают его в нищету. Принятый в 1805 году своим прежним слугой, он впоследствии живёт в такой бедности, что в 1823 году пытается покончить жизнь самоубийством. Наконец, благодаря банкиру Оленду Родригесу, он становится материально обеспеченным до 1925 года, когда умирает, окружённый в последний момент несколькими своими учениками. На протяжении всех этих лет Сен-Симон, осаждаемый мыслью о неотложной необходимости дать новому веку недостающее ему учение, беспрерывно выпускает в свет брошюры и сборники, написанные лично им или в соавторстве. По совокупности трудов Сен-Симона следует считать отцом и социологии и позитивизма.

Мы не будем описывать, даже в самых общих чертах, суть произведений Сен-Симона, который возвеличивал роль индустрии. Приведём лишь его рассуждения, получившие название «параболы Сен-Симона», которые актуальны и для современной России.

Предположим, — говорит Сен-Симон, — что Франция лишится своих рятидесяти первых физиков, пятидесяти первых химиков, пятидесяти первых физиологов, пятидесяти первых банкиров, своих двухсот первых купцов, шестисот первых землевладельцев, пятидесяти первых владельцев железоделательных заводов и т.д. (и он продолжает перечислять главные промышленные профессии). «Так что эти люди – самые главные производители во Франции, изготовляющие самые важные продукты… то нация, лишившись их, немедленно превратится в безжизненный организм; она тотчас отстанет от наций, с которыми ныне соперничает, и будет пребывать в таком состоянии отсталости до тех пор, пока не возместит этой потери, пока у нас не вырастет новая голова… «Перейдём к другому предположению. Допустим, что Франция сохранит всех своих гениальных людей в области наук, искусств, ремёсел и промышленности; но с ней случится другое несчастье, и она в один день лишится брата короля, монсеньора герцога Ангулемского (и Сен-Симон перечисляет далее всех членов королевской фамилии), и что она лишится  в то же время всех крупных чиновников, всех государственных советников, статс-секретарей, всех маршалов, всех кардиналов, архиепископов, викариев, каноников, всех префектов и супрефектов, министров и судей, и сверх того, десяти тысяч богатейших владельцев из среды дворянства – такой случай, конечно, опечалил бы французов, потому что они добрые люди… но эта потеря тридцати тысяч лиц, слывущих за самых важных персон государства, причинила бы лишь моральный ущерб, но никакого политического ущерба для государства отсюда не получилось бы».

Иными словами, общественная элита – лишь фасад. Её деятельность носит лишь исключительно поверхностный характер. Общество могло бы обойтись и без неё и не хуже жило бы. Между тем как исчезновение учёных, промышленников, предпринимателей, поставило бы общество в беспомощное положение, лишило бы его источников жизни и здоровья, ибо только их деятельность поистине плодотворна и необходима. Это они на самом деле управляют государством, в их руках истинная власть. Таков смысл параболы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.