Теневые рынки образования

Российские теневые рынки науки и образования испытывают в последние годы небывалый подъём. Скандальные всполохи с диссертациями депутатов и министров (написанными, мягко говоря, не совсем самостоятельно), академиками и членкорами РАН из чиновничьей среды (настолько вопиющими, что В. Путин был вынужден лично вмешаться и спросить с президента РАН В. Фортова) и другие знаковые эпизоды (показанные, например, группой активистов Диссернет) приоткрывают перед обществом завесу лишь на верхнюю часть айсберга. Низовая же, глубинная и самая массовая часть подпольного рынка образования остаётся как бы не в поле зрения россиян, выталкивается из фокуса внимания идеологической трескотнёй по поводу различных внешнеполитических вопросов.

Между тем вопросы науки и образования составляют одну из главнейших проблем будущего развития России. На словах с этой идеей полностью согласны представители исполнительной и законодательной власти. Но на деле рассогласование между лозунгами и существующей практикой огромно. Обычно властями объявляется об увеличении финансирования науки и образования, об увеличении средних зарплат сотрудников отрасли, иногда – о закрытии неэффективных вузов. Но что творится за пределами освещаемых тем, так сказать, в зарослях реальности, об этом обычно умалчивается.

Чтобы понять масштабность теневого рынка образования в РФ (науку пока оставим в стороне), обратимся к интернет-сайтам, предлагающим написать контрольные и курсовые, дипломные и магистерские работы, помочь с ЕГЭ. Если посмотреть на трафик этих сайтов, то можно сначала не поверить своим глазам – количество посетителей на них превышает самые рейтинговые СМИ. Школьники и их родители, абитуриенты и студенты, учителя и преподаватели, аспиранты и магистранты – вот основной поток заказчиков и исполнителей на совершенно легально действующих веб-ресурсах.

Количество, как известно, переходит в качество. Из простых исполнителей учебных заданий такие «образовательные порталы» превратились в настоящие биржи учебных работ, где продаётся и покупается всё. Сайты-решальщики теперь не только принимают заказы от школьников и студентов, переадресуя их тем же учителям и вузовским преподавателям, но и покупают у поставщиков (тех же ассистентов, доцентов и профессоров) готовые рефераты, курсовые и дипломные работы. Их косметическая доработка с заменой цифр и дат поможет в будущем осуществлять ресайклинг, выколачивая дополнительную прибыль на каждом новом круге продаж.

Но и это ещё не всё. На страницах вакансий в разделе «Наука и образование» мы без труда найдём множество предложений по запросу «Автор учебных работ» по определённой тематике – автоматизация производственных процессов, маркетинг, право, менеджмент. Называя вещи своими именами, преподавателям предлагается написать работы за своих подопечных. А чтобы не трудиться слишком много за небольшую плату, лучше продать уже написанную и доработанную работу, сделанную кем-то ранее.

Рособрнадзор, министерство науки и образования, прочие надзорно-контролирующие органы равнодушно взирают на гигантскую систему обмана, набравшую внушительные обороты. А ведь речь идёт, ни много ни мало, о национальной безопасности страны. Контрафактные работы в образовании несут повышенные риски по следующим направлениям:

— во-первых, молодые люди, начиная со школьной скамьи, отравляются сознанием, что за деньги можно сделать всё – заказать контрольную работу, подкупить учителя (или преподавателя вуза), получить повышенную оценку, стать круглым отличником и т.д. Ядовитое семя цинизма со временем даст свои зловещие плоды;

— во-вторых, в стране весьма серьёзно падает уровень профессиональной подготовленности и знаний среди выпусников школ, колледжей, вузов, аспирантуры. Этот аспект отмечается во многих публикациях специалистов и работодателей. Не буду приводить вопиющие примеры невежества людей, имеющих на руках соответствующие дипломы. Но факт остаётся фактом. Уровень подготовленности падает и тренд, увы, понижательный;

— в-третьих, в систему нравственной деградации как в воронку затягиваются учителя и преподаватели. Понятно, что у них есть «железные доводы» по поводу низких зарплат, высокой учебной нагрузки, смешной социальной защищённости. Но как им смотреть в глаза студентам и школьникам, с которых берёшь деньги? В этом смысле отношения между Учителем и учеником переходят на нравственно иной уровень, разрушающий и душу преподавателя, и душу ученика.

Что же делать в сложившейся ситуации? Думаю, что и обществу, и законодателям, и надзорно-контролирующим органам надо очнуться от затяжной летаргической спячки, честно сказать себе и окружающим, к чему может это привести. А после этого очищающего признания следует действовать точно и решительно.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.