Экономика футбольных стадионов

Игра в футбол немыслима без тренировочных и соревновательных площадок, футбольных полей, оборудованных мест для зрителей, раздевалок, санитарно-гигиенических комнат, вспомогательных помещений. Это касается не только коммерческого, профессионального футбола, но и любительских команд, которые участвуют в регулярных первенствах школ и вузов, предприятий и организаций, районов, городов, областей, республик. Отсюда следует необходимость существования и функционирования специализированных футбольных баз, стадионов, всепогодных тренировочных центров с квалифицированным персоналом и надлежащей инфраструктурой.

Справедливости ради отметим, что регламенты и правовые нормы почти всех лиг и футбольных федераций не запрещают клубам осуществлять сборы и тренировочные процессы в других регионах и даже государствах, то есть за пределами национальных границ. Да и официальные матчи можно проводить на арендованных стадионах – не обязательно в родном районе или городе. Всё это так. Но всё же такие варианты можно рассматривать как исключение. А правилом в девяти случаев из десяти будет «домашний» стадион, локализованный в месте прописки команды, в том или ином районе, селе или городе.

Теоретически существует несколько основных экономико-финансовых и организационно-управленческих моделей работы стадионов, имеющих специализированную футбольную арену.

Для лучшего понимания интересов собственников стадионов обратимся вначале к организационно-правовым формам данных спортивных объектов. В России стадионы могут принадлежать физическим лицам напрямую или через владение какой-либо компании, могут быть собственностью профсоюзов, общественных организаций, государственных и муниципальных властей, состоять на балансе акционерных и иных коммерческих компаний. Собственник или содержит стадион за свой счёт (это характерно для бюджетных структур), или ориентируется на самоокупаемость. Существует и комбинированный вариант, когда часть средств на содержание стадиона выделяется из федерального или местного бюджета, а часть зарабатывается спортсооружением за счёт своей предпринимательской инициативы.

В зависимости от организационно-правовой формы стадиона определяется управленческая и организационная структура, а также устанавливается штатное расписание. Если стадион принадлежит федеральному правительству или муниципальным властям, то они назначают своим распоряжением исполнительного директора, который осуществляет текущее руководство объектом, ведёт наём и увольнение персонала, управляет текущей деятельностью по схеме унитарного предприятия. Такое ФГУП или МГУП работает на принципе оперативного управления (жёсткий вариант с чётко обозначенными ограничениями по аренде собственности, её залогу и т.п.) или хозяйственного ведения (этот принцип подразумевает большую свободу предпринимательства).

Иногда федеральные власти передают стадионы на баланс местных правительств – как, например, в случае со стадионами, построенными в регионах к ЧМ-2018. Соответственно, все заботы и затраты по содержанию этих спортивных объектов лягут на плечи местных бюджетов.

Конечно, менеджменту и персоналу стадионов хотелось бы стабильности, постоянного получения средств из местного бюджета. Тогда не надо ломать каждодневно голову по поводу привлечения клиентов и болельщиков, расчётов с поставщиками газона, воды, электроэнергии, оборудования, своевременного получения оплаты за аренду. Но, как выясняется, многим региональным бюджетам стадионы мирового уровня оказываются не по карману. Такие стадионы, как в Ростове-на-Дону или даже в Саранске требуют ежегодных затрат в сумме от 240 до 350 миллионов рублей – даже при жёсткой экономии. Заработать такие деньги на футбольных матчах в РПЛ и ФНЛ можно лишь при средней посещаемости в 25 тысяч зрителей (при ценах на билеты от 200 до 1200 руб.). Если команда играет за сезон на домашнем стадионе 18 матчей, то легко подсчитать, сколько нужно денег с каждой игры. А ведь ещё что-то нужно заработать и клубу, игрокам и тренерам, вспомогательному персоналу. Поэтому исполнительному директору стадиона, наблюдательному совету, специалистам по маркетингу и коммерческой работе надо прорабатывать различные схемы приумножения доходов. Для этой цели рассматриваются следующие модели:

А) Модель «Один стадион – одна команда». Как следует из самого названия, стадион арендуется или находится в собственности одного футбольного клуба, который имеет достаточный доход для содержания арены и всего имущественного комплекса. Данная модель обеспечивает хорошую сохранность газона, который не имеет пролысин в районе вратарской площадки и других фрагментах поля.

Поскольку на газон не допускаются другие команды, дополнительные заработки администрацией спортсооружения изыскиваются за счёт видеосъёмок и фотосессий (см. фото ниже), организации спортивных праздников или флэш-мобов, выставок или концертов, парадов физкультурников.

Видеосъёмка на Центральном стадионе профсоюзов Воронежа.

Видеосъёмка на Центральном стадионе профсоюзов Воронежа.

Б) Модель «Один стадион – несколько команд». В данную схему вписываются соревнования не только футбольного характера, но и легкоатлетические состязания, многоборья, народные виды спорта. Естественно, это возможно на тех аренах, которые оборудованы беговыми дорожками и соответствующими приспособлениями.

Модель «Один стадион – несколько команд» может быть с успехом реализована на искусственных покрытиях, которые устойчивы к износу, динамическим нагрузкам и температурным перепадам. Но, как известно, профессиональные футболисты недолюбливают искусственные газоны из-за больших повреждений кожи и ссадин.

В то же время стадион получает денежные средства сразу от нескольких команд, что снижает арендную плату для клубов и повышает прибыль спортсооружения. Для натуральных газонов столь очевидных преимуществ нет.

 

Праздник на стадионе

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.