Закон «О физической культуре и спорте» Республики Казахстан: общие комментарии (Часть 1)

Закон о ФиС Казахстана

Закон о ФиС Казахстана

Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 1999 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.12 г.) достаточно компактен и состоит из семи небольших глав. Первые три главы содержат по 7-8 статей, четыре последующие – по 3-4 статьи. Структурно Закон выглядит следующим образом:

Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 8)

Глава 2. Система физической культуры и спорта Республики Казахстан (статьи 8-1 — 15)

Глава 3. Организация и развитие спорта (статьи 16 — 22-1)

Глава 4. Управление в области физической культуры и спорта (статьи 22-2 — 24-2)

Глава 5. Финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение физической культуры и спорта (статьи 25 — 28)

Глава 6. Льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта (статьи 29 — 31)

Глава 7. Международная деятельность в области физической культуры и спорта (статьи 32 — 33).

Даже первичное знакомство с казахстанским Законом о ФиС оставляет благоприятное впечатление в части того, что Закон не остается заброшенным – его регулярно обновляют и корректируют национальные законодатели, учитывая быстро меняющуюся внешнюю среду. Устаревающие статьи либо аннулируются полностью, либо дополняются актуальными новеллами, которые уточняют или даже меняют смысл отдельных положений Закона.

Открывает Закон о ФиС статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе». Статья содержит перечень основных понятий, которыми оперирует законодатель. Причем данный перечень достаточно длинный и содержит 42 позиции – такого мы не видим ни в российском Законе о ФиС (30 позиций), ни в украинском (23 позиции), ни в белорусском Законе (10 позиций).

Примечателен тот факт, что в первоначальном тексте Закона основных понятий было вдвое меньше, но постепенно их круг расширился и казахстанский законодатель включил в статью дополнительный категориальный аппарат.

Мы не будем анализировать каждую категорию в целях экономии времени, а отметим лишь наиболее интересные инновации, которые характерны для казахстанского Закона о ФиС.

Первое, что хотелось бы отметить, — это прямое указание в п.4 ст.1 на то, что «массовый спорт — часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта». Это положение подкрепляет и п.29 Закона, который недвусмысленно указывает, что «спорт – часть физической культуры».

А вот российский Закон говорит нам в ст.2-4, что «массовый спорт – это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях».

Украинский законодатель вообще не оперирует понятием «массовый спорт», по-видимому, считая его лишь элементом категории «спорт». Примерно также поступают и авторы белорусского Закона о ФиС, считая, что углубляться в детали не следует, иначе можно запутаться в сложных и переплетающихся дефинициях.

Казахстанские законодатели не стали уклоняться от непростой интеллектуальной работы по классификации основных правовых категорий, так как при судебных разбирательствах, если таковые возникнут, необходимы четкие и недвусмысленные определения. Важны они и при бюджетном финансировании соответствующих направлений физкультуры и спорта. И если авторы Закона немного путаются в понятиях, то менее квалифицированным людям тем более будет не зазорно допускать ошибки. Хорошо еще, если ляпы будут не намеренными.

Большой научный и практический интерес вызывает п.8 ст.1 — средства физического воспитания, под которыми казахстанские законодатели понимают физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Ни в одном другом законодательстве о ФиС стран постсоветского пространства такого оригинального подхода мы не обнаружим. К сожалению, нам неизвестны соображения, которыми руководствовались авторы данной статьи. Остается предполагать, что физическому воспитанию способствуют, помимо двигательной активности, лечебные грязи, утренняя чистка зубов или пользование носовым платком.

В следующем п.9, казахстанский законодатель дает традиционную трактовку физической культуре: «физическая культура — неотъемлемая часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, способствующая гармоничному развитию личности».

Надо ли говорить, что приведенная формулировка слишком неопределенна и размыта, — достаточно на место физической культуры поставить слово «танец», «двигательная активность», «спорт» — и мы увидим, что они также гармонично встраиваются в данное определение.

А вот украинский законодатель отказывается от устаревшей традиции и дает более адекватное определение физической культуре. В частности, в ст.1 Закона о ФиС он устанавливает: «физическая культура — деятельность субъектов сферы физической культуры и спорта, направленная на обеспечение двигательной активности людей с целью их гармоничного, прежде всего физического, развития и ведения здорового образа жизни».

Новую, не свойственную другим национальным законодательствам о ФиС дефиницию, вводит казахстанский законодатель под термином «методист». Пункт10-1 дает следующее определение: методист по физической культуре и спорту (далее — методист) — физическое лицо, осуществляющее методическое обеспечение и руководство учебно-тренировочным процессом, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в спортивных организациях и организациях, в которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Ввести новую правовую формулировку законодателя заставил тот факт, что общеупотребительные термины «тренер» и «учитель физкультуры» явно не подходят для некоторых должностей. В связи с этим возникает ситуация с неопределенностью статуса работника – в том числе в связи с неясностью пенсионной классификации. Этот момент следует взять на заметку законодателям из других стран постсоветского пространства.

Достаточно интересной представляется категория «комплексная научная группа», под которой понимается группа квалифицированных специалистов, создаваемая для проведения научно-методического и медико-биологического исследований, определения функционального состояния и технического уровня подготовки спортсмена. Эта категория хотя и известна во многих странах как атрибут сопровождения сборных команд, в законодательство о физкультуре и спорте попадает весьма редко, а в категориальный аппарат, насколько мне известно, впервые. Этот факт свидетельствует о постепенном подъеме значимости научной составляющей в спорте. И если в последние два десятилетия организаторы спорта и правительства постсоветских стран экономили на науке, то теперь выясняется, что такая неразумная бережливость обходится гораздо дороже сэкономленных денег.

Не имеет аналогов и дефиниция «президентские тесты», прописанная в пункте 27. В частности, краткое определение гласит: президентские тесты — совокупность упражнений (испытаний), определяющих посредством контрольных нормативов общий уровень физической подготовленности населения.

По всей вероятности, президентские тесты – это другое название бывших общесоюзных комплексов «Готов к труду и обороне» (ГТО) и «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Возрождение данной традиции следует приветствовать – но с осторожностью, так как даже во времена СССР указанные комплексы фактически прекратили свое существование к середине 1970-х годов из-за  принудиловки и снижения интереса к ним.

Наконец, нельзя не отметить такой разумный шаг казахстанских законодателей, которые вводят в юридическую практику термин «спортивная индустрия». Пункт 33 устанавливает: спортивная индустрия — совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги, производство продукции физкультурно-спортивного назначения. Включение в Закон о ФиС указывает на комплексность данного правового акта и широту взгляда законодателей, которая потребуется при установлении льгот и стимулирующих мер для отрасли физической культуры и спорта.

Являясь пионерами во введении понятия «спортивная индустрия» в Закон, казахстанские законодатели смогут находить общий язык со спортивным бизнесом, фитнес-индустрией, производителями спортивных тренажеров, амуниции, одежды, атрибутики, сервисных услуг, СМИ, спортивными интернет-ресурсами, потребителями и болельщиками.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.