Swix: от производства лыжных мазей до мирового лидера спортивных аксессуаров

В настоящее время норвежская компания Swix (Свикс) известна по всему миру как один из лидеров спортивной индустрии, поставляющая на рынок широкий круг продуктов для лыжных прогулок и гонок. В их числе инструменты сервиса для лыж, лыжные палки, комбинезоны, головные уборы, перчатки, рюкзаки и прочие аксессуары, без которых как спортсменам-любителям, так и профессионалам сложно обойтись.

Сейчас у Swix налаженный бизнес во многих сегментах рынка спортивных товаров – включая и брэндированную одежду со стильным дизайном. Причем компания медленно, но верно продвигается к самым вершинам мировых рынков, неизменно тесня конкурентов из занятых ими ниш.

А зарождался бизнес Swix в далёкие 1940-е годы, когда шведский химик Бёрье Габриэльсон, возглавлявший фармацевтическую компанию Astra, задумал создать такие мази для лыж, которые были бы наилучшими для любых погодных условий и типов снега. Для совместной работы Габриэльсон пригласил к сотрудничеству норвежца Мартина Матсбо, лучшего специалиста по лыжным мазям своей страны. Матсбо принял приглашение, так как в этом году произошел пожар в его мастерской, и в огне погибли наработанные рецептуры, образцы и оборудование.

Во время второй мировой войны спрос на лыжные мази был достаточно устойчивым, так как разведывательные и военные подразделения из Германии, Норвегии и Швеции использовали для спецопераций и учений лыжи. Требовались мази и воски для лыж и гражданскому населению.

Химики из компании «Астра» совместно с техническим колледжем Стокгольма провели в 1943 году тестирование всех имевшихся на тот момент лыжных восков, использовавшихся в Скандинавии для изучения их свойств, цены и конкурентных преимуществ. К 1945 году специалисты «Астры» вместе с Матсбо провели 6 тысяч тестов на 200 видов восков. Этой работой интересовались в тот период такие компании, как французская Rossignol и австрийская Fischer.

Как выяснилось, изобрести один какой-либо универсальный вид воска или мази для любой погоды или типа лыж не представлялось возможным. Натуральные материалы – такие, как смолы, животные жиры, пчелиный воск постепенно уступали место синтетическим веществам и композитным составам, которые вели себя более предсказуемо и надежно.

Некоторые лыжные мази на основе природных компонентов были неплохи, однако либо быстро стирались по мере движения лыжника по трассе, либо меняли свои свойства под воздействием влаги, либо были чувствительны к перемене погоды и температуры.

Вывести теоретическим путем математическую формулу, которая бы валидно описывала свойства реальных материалов, исследователям не удавалось. Зачастую удачные сочетания находились путем случайного перебора компонентов и смешения составов.

Использование синтетических материалов в подборе мазей показало, что почти все они бесцветные. Для их различения по группам было принято решение подкрашивать составы особыми красителями – зелёным, синим и красным. Это произошло в 1946 году.

Возник вопрос – как назвать новый воск? «Астра» объявила конкурс, на который поступило более 120 предложений. Там были такие имена, как Rimi, Mixi и Cera. Победителем стало наименование Svix, которое преобразовали в Swix, чтобы указать на связь продукта со Швецией.

Название брэнда Swix было представлено общественности на пресс-конференции 28 ноября 1946 года. Именно этот момент считается датой появления данной торговой марки.

Вначале профессиональные лыжники в Швеции скептически отнеслись к новому продукту, но уже совсем скоро поменяли своё мнение, так как все шведские лыжники, победившие на зимней Олимпиаде-1948 в Санкт-Морице пользовались мазями Swix.

В те годы существовал запрет на экспорт в Норвегию шведских лыжных мазей, поэтому руководство компании «Астра» решило открыть филиал предприятия на норвежской территории.

В 1948 году ассортимент продукции был расширен – теперь компания поставляла мази не только для лыжников-гонщиков, но и для горнолыжников, а также прыгунов с трамплина.

Послевоенные рынки спортивной продукции в Европе быстро восстанавливались. Уставшие от лишений люди стремились чаще кататься на лыжах, проводить больше чемпионатов, олимпиад и первенств по лыжным видам спорта. В связи с этими тенденциями динамично нарастал спрос на качественные мази для всех видов лыж и направлений лыжного спорта. В начале 1950-х годов Swix серьезно укрепила свои позиции, сориентировав товарные потоки на внешние рынки. Уже через несколько лет Swix стала продавать продукции в Норвегии больше, чем в Швеции.

В 1971 году сотрудникам Swix удалось получить состав, который был назван К-779 известный как «Голубой-Экстра». При правильном применении он обеспечивал как хорошее скольжение лыж, так и отличной сцепление их со снегом. Главная проблема для лыжников, у которых «простреливали» лыжи была, казалось, устранена. Воск «Голубой-Экстра» стал классикой. Swix продала миллионы упаковок этого состава.

Получив неплохую прибыль, «Астра» расширяет и диверсифицирует производство. В 1974 году компания приобретает предприятие по производству лыжных палок в норвежском Лиллехаммере, которое было на тот момент известным брэндом в своей области. Спустя два года, в 1976 году Swix начал сотрудничество с компанией Odlo, которая производила комбинезоны для конькобежцев (правда, спустя несколько лет Odlo вышла из совместного бизнеса).

Тем временем на рынках лыж происходили значительные изменения. Деревянные лыжи быстро вытеснялись пластиковыми. Для пластика требовались новые решения. Тогда же в компании «Астра» решили, что им лучше сосредоточиться на производстве лекарственных препаратов. Swix была продана семье Андресен, владевшей компанией Tiedemanns Tobaksfabrik.

Начиная с 1982 года торговая марка Swix появляется на всех лыжных палках ранее купленного предприятия, дабы стать зонтичным брэндом для всей будущей продуктовой линейки. Раскрученное имя лыжных мазей улучшало своим имиджем продажи и всячески способствовало успешному бизнесу.

В 1986 году все производство лыжных мазей на «Астре» было прекращено и перенесено на предприятие в Лиллехаммере, производящем лыжные палки.

К 1987 году Swix разрабатывает и запускает в производство мазь скольжения Cera F, которая несмотря на высокую стоимость, пользовалась огромной популярностью среди горнолыжников.

В последующие годы руководство компании Swix пошло по пути модернизации бизнеса, понимая, что только лишь на лыжных мазях, палках и аксессуарах нельзя делать стабильную прибыль. Конкуренты из других стран не оставляли надежд на спокойную жизнь. Перед глазами менеджмента Swix был опыт компаний Nike, Adidas, Puma, Reebok и ряда других игроков спортивного рынка, которые из специализированных производителей обуви или иной спортивной амуниции становились диверсифицированными холдингами и модными домами, подминавшими под себя более слабых конкурентов.

Учитывая опыт успешных игроков глобального рынка, Swix в 1990-е и 2000-е годы активно борется за новые рынки, а также переносит часть производств в страны с более дешёвой рабочей силой.

Так, в 1990 году Swix начинает сотрудничество с фабрикой одежды Norheim, а в 1994 приобретает производителя одежды Frank Shorter (оба брэнда Swix перепродает в 1996 году).

В 1998 году Swix образует дочернюю компанию Swix Sport Japan KK в Японии, а позже, в 2005 году открывает филиал в Германии под названием Swix Sport Germany.

В 2001 году владелец Swix – группа компаний Tiedemanns Tobaksfabrik меняет название на FERD, так как быть «табачной фабрикой» в условиях, когда в Норвегии и за рубежом все больше приветствуется здоровый образ жизни, по меньшей мере, недальновидно.

В 2006 году производство лыжных палок переносится из Норвегии в Литву, где уровень оплаты труда у персонала значительно ниже. Таким образом, производитель экономил существенные средства, почти не проигрывая в качестве, так как в Литве достаточно дисциплинированная и образованная рабочая сила. Теперь некоторые модели лыжных палок производятся и в Китае.

За всеми организационными и маркетинговыми перестроениями компания Swix не забывала и об основном направлении – лыжных мазях и спортивных аксессуарах. В 2006 году компания обеспечила самые высокие показатели продаж данных продуктов. Потом, правда, наметился известный спад в связи с наступлением мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

В 2010 году швейцарская компания Mammut Sports Group AG решила продать брэнд Токо, который занимает лидирующие позиции в Центральной Европе, имеет давние традиции в лыжных восках и сегодня предлагает широкий спектр качественных лыжных мазей, а также продуктов для ухода за лыжами. После покупки Токо компанией Swix, торговая марка сохранила свою швейцарскую идентичность и Swix Sport AS проводит две стратегии брэнда, с отдельными продуктовыми линейками и каналами сбыта. Обе марки, Токо и Swix, ныне используют одни материалы, инвестиции в разработки продукта, производства и логистики.

В 2012 году Swix Sport приобрел еще два известных брэнда для расширения своих возможностей и систем дистрибуции продукции на территории других стран. Компанией был куплен Lundhags Skomakarna для усиления своих позиций в Швеции. В этом же году Swix Sport также завершила покупку компании Teamwear AS, которая занимает лидирующие позиции в Скандинавии в снабжении клубов и спортивных команд специальной одеждой.

К 2014 году компания Swix Sport AS чувствует себя на норвежском и международном рынке достаточно неплохо. Однако нельзя забывать, что у компании имеются мощные конкуренты, которые готовы занять многие рыночные ниши при малейших промахах своих норвежских визави. Это касается как смазочных материалов, так и модных товаров, дизайнерских разработок, спортивных аксессуаров, лыжных палок и прочих продуктов. Пока многие развивающиеся страны (в числе которых находится и Россия) покупают готовые товары у Swix, но все чаще возникает вопрос о развитии национальных производителей из сектора спортивной индустрии и инноваций, которые могут серьезно трансформировать данные рынки.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.