Вузовское образование теряет популярность

В российской системе подготовки кадров для экономики и бизнеса наметилась новая тенденция. Её суть состоит в том, что молодые люди и их родители постепенно отказываются от услуг высших учебных заведений, поскольку учёба в вузе является весьма продолжительной (от 4 до 6 лет по программам подготовки бакалавров и магистров) и довольно затратной. Да и после окончания вузов выпускники с дипломами о высшем образовании либо не находят работы вовсе, либо работают не по специальности.

Ситуация ныне такова, что выпускники школ, посоветовавшись с родными и знакомыми, выбирают всё чаще средние профессиональные учебные заведения, которые дают профессию и гарантированный заработок, поскольку современный рынок труда таков, что востребованным становится труд людей с конкретными навыками и опытом – станочников, сварщиков, сантехников, монтажников, техников. Философы, менеджеры, педагоги, научные работники, врачи теперь не очень-то нужны, о чём свидетельствует их скромная зарплата.

Скрытую в недрах общества проблему обнажает исследование компании Superjob, занимающейся наймом персонала. Данные исследования публикует агентство Новостей. Примечательным в представленных данных является то обстоятельство, что в 2019 году лишь 47% опрошенных выпускников и их родителей заявили о желании поступить в вуз. Всего лишь 9 лет назад, в 2010 году таковых было почти вдвое больше – 80%. Зато в средние профессиональные учебные заведения теперь готовы поступать 25% нынешних выпускников средних школ, тогда как в 2010 году таковых было всего 8%. Тенденция слома на обязательное вузовское образование прослеживается совершенно очевидная – теперь депутатам Госдумы не надо ломать голову над проблемой введения всеобщего высшего образования (известно, что инициатива народных избранников в этом направлении имела место).

Россияне наконец поняли, что высшее образование – это не билет в высокооплачиваемую и комфортную жизнь. Более того, хорошее образование и отличные знания в современном обществе России не являются определяющим фактором карьеры, поскольку гораздо более значимыми обстоятельствами могут быть родственные связи, кумовство, личная лояльность или банальная покупка должности.

Немалую роль играют и такие соображения, как дороговизна платного образования, существование хороших возможностей для самоподготовки через интернет-сайты, освоение опыта и профессиональных знаний непосредственно на рабочих местах.

Происходит ли отмеченная тенденция только в России, или это общемировой тренд? Думается, что роль высшего образования снижается не только в РФ. Например, в Швейцарии уже лет пятнадцать назад поняли, что местное население не стремится в вузы и стали ориентироваться на приезжих студентов и аспирантов из Китая, Индии, России и других развивающихся стран. Примерно та же картина в Великобритании.

И последний штрих, касающийся системы подготовки научных кадров в нашей стране. Престиж науки после 2013-2014 гг. вновь упал. Если посмотреть на цифры, то мы увидим резкий спад как по лицам, поступающим в аспирантуру, так и по количеству людей, успешно защитивших диссертации.

См также: Избыточное образование – проблема для экономики

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.