Спортивный менеджмент как наука и практический инструментарий

Наука управления предметами, явлениями и людьми всегда интересовала многих теоретиков и практиков. Военные хотели знать, как лучше управлять войсками таким образом, чтобы одерживать победы над противником. Священнослужители всех религий и культов основывали свои вероучения на положениях о высших силах, которые управляют видимым и невидимым миром. Инженеры и учёные стремились познать суть законов, управляющих физическими и химическими явлениями. Медики во все времена стремились к пониманию того, как управляется человеческий организм, есть ли в нём управляющая субстанция — душа. Ну а политики пытались опытным путём установить наиболее эффективные модели управления гражданами, полисами и государствами.

Пытались усовершенствовать методы управления производственными коллективами администраторы всех предыдущих эпох — начиная от рабовладения и заканчивая сегодняшними высокотехнологичными корпорациями. Чего только не использовали работодатели в своей повседневной практике — и жестокие наказания, и щедрые вознаграждения, и различные формы разделения труда, но идеальной модели управления человеческими ресурсами так и не смогли найти.

Продолжаются научные и эмпирические поиски в области управления и в настоящее время. Результатами этого поиска стали новые открытия, изобретения и технологии, которые делают жизнь человека качественно иной, более современной, эффективной, комфортной (при условии, что обладатели соответствующих знаний не используют их во вред обществу).

Сейчас никому не надо доказывать, что научные достижения в области управления, программирования, IT-технологий, создания искусственного интеллекта (ИИ) жизненно необходимы для достижения новых высот в технике, экономике, медицине, в системе бизнеса и глобальной конкуренции. В современной России на высшем политическом уровне провозглашён приоритет в разработках новых методов управления страной, компаниями, организациями, процессами, человеческими ресурсами с помощью цифровых технологий и ИИ.

Составной часть управленческой науки является спортивный менеджмент, который охватывает широкий круг явлений, связанных с управлением собой, тренировочными и воспитательными процессами, управлением спортклубами, соревнованиями, видами спорта, физкультурой и спортом в регионе и стране. В нашем курсе мы будем много говорить о различных видах и формах менеджмента, которые развивались вместе с изменением инфраструктуры и технологической базы спорта, совершенствованием систем подготовки спортсменов, распространением идей здорового образа жизни и двигательной активности среди широких слоёв населения. Этот процесс в аллегорическом виде напоминает  эволюцию прыжков в высоту — вначале прыжки осуществлялись «ножницами», затем для взятия большей высоты — «перекатом» через планку, потом — по методу Фосбери (фосбери-флоп).

Классификацию дисциплин, входящих в спортивный менеджмент, целесообразно начать с истории спортивного менеджмента, которая описывает хронологию становления управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта, фиксирует факты и события, устанавливает их причины и закономерности (см. рис.1).

Рис.1. Спортивный менеджмент в системе гуманитарных наук.

Рис.1. Спортивный менеджмент в системе гуманитарных наук.

История спортивного менеджмента прокладывает дорогу другим наукам смежного с управлением характера – социологии и психологии менеджмента, правовым основам управления физкультурой и спорта, спортивному самоуправлению, менеджменту спортивного события, репутационному менеджменту (управлению имиджем атлетов и спортивных организаций) и ряду других дисциплин.

Рассматривая в качестве предмета исследования тот или иной фрагмент действительности, каждая из отмеченных наук вычленяет свойственные ей атрибуты управленческих отношений, создаёт новое видение проблемы сквозь призму собственного инструментария.

Классифицировать составляющие спортивного менеджмента можно и на иной основе. Входящие в него дисциплины целесообразно разделить на событийный (или ивент-менеджмент), сэлф-менеджмент (самоменеджмент), педагогический менеджмент (воспитание атлетов тренерами, управление командой и персоналом) и спортивный менеджмент-маркетинг, в поле действия которого попадает вся работа по экономике и бизнесу спортивной организации.

Спортивный менеджмент, как комплексная наука, базируется на многих дисциплинах, балансируя на них, словно эквилибрист, удерживающий в равновесии себя и неустойчивые опорные элементы. Именно поэтому, из-за большой сложности и многогранности, спортивный менеджмент часто рассматривают не только как науку, но и как мастерство, искусство учёта большого числа переменных факторов при принятии управленческих решений.

Всё знать и уметь одному человеку невозможно. Всегда кто-то знает ту или иную сторону проблемы лучше, видит её в ином свете, в преломлении личного опыта и наработанной практики. Использовать в полной мере опыт и знания специалистов из разных областей, собрать их в единую команду, сформировать целостный и эффективный механизм, оперативно решающий поставленные задачи – вот главная задача спортивного менеджера. Из описанного нами подхода логично вытекает определение спортивного менеджмента как науки и практического инструментария. Спортивный менеджмент – это наука и мастерство руководителя из сферы физкультурно-спортивных отношений решать поставленные задачи с помощью других людей и вспомогательных средств.

Спортивный менеджмент – это наука и мастерство руководителя из сферы физкультурно-спортивных отношений решать поставленные задачи с помощью других людей и вспомогательных средств.

С точки зрения постановки целей и выбора средств их реализации спортивный менеджмент является гуманитарной наукой, которой изначально присущ нормативный подход. Это означает, что процедура таргетирования (выбора целей) связана с нормами о правильном, должном положении дел, существующих в сознании политических руководителей и преобладающих массах населения. Например, в период становления системы физкультурно-спортивного управления в нашей стране выдвигались различные нормативные установки в области спортивного менеджмента, опирающиеся на те или иные философские и идеологические концепции. Школа циркового атлетизма исходила из концепции спорта как шоу с элементами эстрадного и музыкального сопровождения. Представители «эстетического» направления видели развитие спорта в стране как двигательную активность, тесно связанную с пропагандой труда. Физическая культура в стране, в соответствии с целями такой доктрины, должна опираться на гимнастику и «нетяжёлые» виды спорта. Красочным парадам физкультурников и прославлению трудовых движений в эстетическом виде должно уделяться особое внимание.

Другая концепция спортивного менеджмента – развитие профессионального спорта под видом любительского (т. н. государственное любительство) – получила распространение в нашей стране после серии игр отечественных клубов с баскскими футболистами в 1937 году. Цели и идеология управления спортом здесь совершенно другие – показать миру превосходство социалистической системы – в том числе, и в спортивных достижениях. Причем сделать это так, чтобы все считали, что высокие достижения демонстрируют спортсмены-любители, но никак не профессионалы, с их неприемлемыми рыночными принципами.

Так же как и в других науках, в спортивном менеджменте имеется свой категориальный аппарат, в который входят такие наиболее общие понятия, как «спортивное событие», «спортивная система», «государственное управление физкультурой и спортом», «управление спортивной организацией», «управление спортсооружением», «самоуправление», «управление тренировочным процессом» и т. д. Анализ той или иной категории порождает соответствующую науку, входящую в комплекс дисциплин спортивного менеджмента.

Весьма интересным является вопрос о нахождении некоей наилучшей, идеальной модели тренировки, проведения спортивного соревнования или турнира, организации и управления спортивным клубом, национальной или региональной системы ФиС, способа финансирования вида спорта или спортсооружения. Можно ли случайно или работая целенаправленно открыть такую идеальную модель, которая будет означать «конец спортивного менеджмента»? По-видимому, нет. Любые модели и способы управления хороши для своего времени, для определённого уровня развития технологий, ресурсов, морали и ценностей тех или иных человеческих сообществ. В этой связи говорить об остановки развития спортивного менеджмента, а тем более его закате не имеет смысла. Спортивный менеджмент всё время развивается, дополняется новыми способами управления, инновациями самого разного плана — технологическими, техническими, этическими, духовными, социальными, научными.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.