Спортивный менеджмент как наука и практический инструментарий

Спортивный менеджмент

Спортивный менеджмент

Рассмотрение эволюции форм и способов управления физической культурой и спортом в России дает нам исходный материал для установления определенных закономерностей и тенденций. Долгие годы государство и общество опытным путем нащупывали те управленческие конструкции, которые в наибольшей степени отвечали поставленным задачам по совершенствованию деятельности институтов спорта и двигательной активности в стране.

Учитывая то обстоятельство, что СССР был первым в мире государством с особым укладом общественной жизни и политического устройства, построенном на социалистических принципах, заимствовать чей-либо опыт в части наилучшего построения управленческих структур в физкультуре и спорте мы не могли. Приходилось опираться только на собственный опыт, теоретические и идеологические установки, которые были руководящими на данном историческом отрезке.

Полярно противоположная политическая организация общества и государственных институтов дала миру богатейший опыт и материал для анализа достоинств и недостатков советской организации спорта, его успехов и неудач, как в плане развития большого спорта, так и массовой физической культуры. Отрабатывая и неустанно совершенствуя советскую модель управления физкультурой и спортом, мы, в конечном счете, оказались в сложном положении, когда в начале 1990-х годов СССР распался на отдельные государства, а Россия вступила на путь рыночных преобразований.

Нерыночная, по своей сути, физкультурно-спортивная система страны, с ее особыми управленческими моделями и институтами, столкнулась с весьма сложными научными и практическими проблемами реорганизации всей спортивной отрасли. Существовавшие на тот момент кадровые, организационные, финансовые, правовые и информационные ресурсы принадлежали иному времени и другой политической системе. Изменились моральные и экономические ценности спортсменов, тренеров, болельщиков. Стала быстро набирать силу сфера физкультурно-спортивного бизнеса в лице фитнес-клубов, профессиональных спортивных объединений, команд и лиг. Тогда же, в начале 1990-х годов, появляется первое российское законодательство о физкультуре и спорте.

Все эти процессы потребовали иных подходов от ученых и практиков в части управления спортом на всех уровнях. Однако ни научная, ни образовательная система России не были готовы к такой радикальной смене физкультурно-спортивной парадигмы. Для выработки новых управленческих теорий и концепций требовалась активная работа лучших умов страны, конкуренция научных школ и концепций. Для реализации столь объемной задачи требовались достаточные финансовые и научные ресурсы. Ситуация сложилась таким образом, что они предоставлены не были, в результате чего развитие спортивного менеджмента как науки сильно затормозились. Физкультурно-спортивная система в стране продолжала развиваться по методу проб и ошибок.

Отдельные инициативные исследования в нашей стране некоторыми учеными все-таки проводились. Не буду перечислять фамилии и разработки коллег, чтобы кого-то не пропустить. Однако стоит оговориться, что таковых ученых в нашей стране и странах ближнего зарубежья едва ли наберется более двух десятков. Это, естественно, очень малая величина.

Классификацию дисциплин, входящих в спортивный менеджмент, целесообразно начать с истории спортивного менеджмента, которая описывает хронологию становления управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта, фиксирует факты и события, устанавливает их причины и закономерности (см. рис.1).

Рис.1. Спортивный менеджмент в системе гуманитарных наук.

Рис.1. Спортивный менеджмент в системе гуманитарных наук.

История спортивного менеджмента прокладывает дорогу другим наукам смежного с управлением характера – социологии и психологии менеджмента, правовым основам управления физкультурой и спорта, спортивному самоуправлению, менеджменту спортивного события и ряду других дисциплин.

Рассматривая в качестве предмета исследования тот или иной фрагмент действительности, каждая из отмеченных наук вычленяет свойственные ей атрибуты управленческих отношений, создает новое видение проблемы сквозь призму собственного инструментария.

Спортивный менеджмент, как комплексная наука, базируется на многих дисциплинах, балансируя на них, словно эквилибрист, удерживающий в равновесии себя и неустойчивые опорные элементы. Именно поэтому, из-за большой сложности и многогранности, спортивный менеджмент часто рассматривают не только как науку, но и как мастерство, искусство учета большого числа переменных факторов при принятии управленческих решений.

Все знать и уметь одному человеку невозможно. Всегда кто-то знает ту или иную сторону проблемы лучше, видит ее в ином свете, в преломлении личного опыта и наработанной практики. Использовать в полной мере опыт и знания специалистов из разных областей, собрать их в единую команду, сформировать целостный и эффективный механизм – вот главная задача спортивного менеджера. Из описанного нами подхода логично вытекает определение спортивного менеджмента как науки и практического инструментария. Спортивный менеджмент – это наука и мастерство руководителя из сферы физкультурно-спортивных отношений решать поставленные задачи с помощью других людей и вспомогательных средств.

С точки зрения постановки целей и выбора средств их реализации спортивный менеджмент является гуманитарной наукой, которой изначально присущ нормативный подход. Это означает, что процедура таргетинга (выбора целей) связана с нормами о правильном, должном положении дел, существующих в сознании политических руководителей и преобладающих массах населения. Например, выше нами были затронуты различные нормативные установки в области спортивного менеджмента, опирающиеся на те или иные философские и идеологические концепции. Представители «эстетического» направления видели развитие спорта в стране как двигательную активность, тесно связанную с пропагандой труда. Физическая культура в стране, в соответствии с целями такой доктрины, должна опираться на гимнастику и «нетяжелые» виды спорта. Красочным парадам физкультурников и прославлению трудовых движений в эстетическом виде должно уделяться особое внимание.

Другая концепция спортивного менеджмента – развитие профессионального спорта под видом любительского (т.н. государственное любительство) – получила распространение в нашей стране после серии игр отечественных клубов с баскскими футболистами в 1937 году. Цели и идеология управления спортом здесь совершенно другие – показать миру превосходство социалистической системы – в том числе, и в спортивных достижениях. Причем сделать это так, чтобы все считали, что высокие достижения демонстрируют спортсмены-любители, но никак не профессионалы, с их неприемлемыми рыночными принципами.

Так же как и в других науках, в спортивном менеджменте имеется свой категориальный аппарат, в который входят такие наиболее общие понятия, как «спортивное событие», «государственное управление физкультурой и спортом», «управление спортивной организацией», «управление спортсооружением», «Самоуправление», «управление тренировочным процессом» и т.д. Анализ той или иной категории порождает соответствующую науку, входящую в комплекс дисциплин спортивного менеджмента.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.