Управление профессиональным спортом

Наиболее зрелищной и затратной частью физической культуры и спорта является профессиональный спорт, который привлекает к себе внимание миллионов зрителей во всем мире. Представители профессионального спорта, наряду со звездами эстрады и шоу-бизнеса, являются узнаваемыми фигурами, имеют массу последователей и почитателей.

По выступлениям профессиональных спортсменов международным сообществом оцениваются достижения той или иной страны, формируется к ней уважительное или неуважительное отношение. Спортсмены-профессионалы часто являются «лицом страны», ее визитной карточкой; по их поведению, культуре, уровню доходов оценивается уровень развития страны, ее реальные и потенциальные возможности, влияние на мировой спорт.

Помимо инструмента «глобальной рекламы» страны на мировой арене, профессиональный спорт выполняет и ряд других социально значимых функций (см. рис.1), среди которых наиболее важными являются:

Рис.1. Профессиональный спорт в системе управления социальными процессами.

Рис.1. Профессиональный спорт в системе управления социальными процессами.

  • Воспитание патриотизма;
  • Сплочение нации; ощущение себя единым народом и единой командой;
  • Формирование в среде молодежи образцов для подражания. Положительные образы спортсменов-профессионалов, достигших побед упорным трудом и талантом, являются ярким примером успешной карьеры без алкоголя, курения, наркотиков;
  • Экономические факторы. Уровень доходов участников профессионального спорта (спортсменов, тренеров, менеджеров) весьма высок, что также служит притягивающим моментом для молодежи;
  • Формирование условий для полноценного досуга миллионов болельщиков.

Как видно из представленного перечня, социально-экономическое, политическое и идеологическое значение профессионального спорта очень велико. В этой сфере деятельности задействованы многие тысячи спортсменов и тренеров, большое количество людей и организаций, обслуживающих данную отрасль – представителей всех видов средств массовой информации, сотрудники спортсооружений, технические работники, обслуживающий персонал, охрана, административный аппарат.

Значимость профессионального спорта, который является видимой вершиной «физкультурно-спортивного айсберга», очень велика. Поэтому практически все страны мира стараются продемонстрировать свои достижения и возможности именно на этом поприще, расходуя на профессиональный спорт огромные деньги и ресурсы.

Однако далеко не всегда большие расходы приносят положительные результаты. Довольно часто бывает так, что значительные суммы тратятся впустую и вместо запланированных побед и триумфов страна получает одни убытки и разочарования.

В чем же причины подобных неудач? В первую очередь, в неправильно выстроенной системе управления профессиональным спортом. Крупные единовременные финансовые вливания часто приводят к поспешным покупкам сильных спортсменов из других стран, которые быстро истощают денежные ресурсы, а запланированные результаты не достигаются. Рыночное саморегулирование в подобных случаях работает неэффективно, а интересы государства и общества в определенной мере ущемляются. Профессиональный спорт должен быть управляемым не только в интересах узких групп спортсменов, чиновников или бизнесменов, но в интересах самых широких слоев населения. Именно в этом состоит смысл государственного вмешательства в профессиональный спорт, в регулирование его деятельности по наиболее важным направлениям. Государственное управление профессиональным спортом осуществляется в следующих сферах:

  1. Государством устанавливаются ограничения на численность иностранных спортсменов, выступающих в национальных чемпионатах и первенствах. Органы законодательной и исполнительной власти во взаимодействии с профессиональными спортивными организациями устанавливают квоты на общее количество легионеров, выступающих в определенном виде спорта (футболе, баскетболе, хоккее и т.д.). Это делается в интересах молодых спортсменов, которые не могут у себя на родине получить высокооплачиваемые рабочие места в известных и прославленных клубах. Конечно, здесь просматриваются определенные ограничения свободной конкуренции. Но можно поступить таким образом, чтобы и сохранить конкуренцию за места в составах спортклубов, и обеспечить достаточное представительство в этих клубах своих спортсменов.
  2. Государство в лице своего управляющего органа осуществляет необходимые взаимодействия с профессиональным спортивным сообществом на уровне федераций, добровольных спортивных обществ, Олимпийского комитета России, спортивного бизнеса и предприятий спортивной индустрии в целях выработки согласованной политики и принятия наиболее важных решений. В постоянном диалоге государства с профессиональным спортивным сообществом находятся оптимальные подходы к разрешению назревших проблем финансового, правового и управленческого характера, связанных с проведением внутренних соревнований, чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, с комплектованием сборных команд страны по видам спорта, по строительству новых спортивных объектов и проч. Без взаимных консультаций принимаемые решения имеют односторонний характер и не всегда учитывают интересы всех заинтересованных сторон.
  3. Государство осуществляет финансовую поддержку сборным командам страны в соревновательный и учебно-тренировочный период, обеспечивая им комфортное проживание, медицинский контроль, перемещение к месту соревнований, качественное питание и условия тренировки. Помимо этого, государство выплачивает спортсменам и тренерам вознаграждение за призовые места на наиболее престижных соревнованиях мирового уровня.
  4. Государство осуществляет моральное стимулирование профессиональных спортсменов, тренеров, спортивных арбитров и менеджеров, применяя для них систему почетных званий и правительственных наград.
  5. Государство воздействует на профессиональный спорт по линии разнообразных экономических рычагов, применяя инструменты субсидирования, льготного кредитования и налогообложения. Так, изменяя ставки налогов на ту или иную спортивную или околоспортивную деятельность (букмекерство, лотереи, игорный бизнес), государство может активизировать, или напротив, угнетать определенные виды спортивного бизнеса, регулировать уровень доходов и численность занятых в этих отраслях.
  6. Государство участвует в деятельности по предотвращению распространения и потребления допинговых препаратов, вырабатывает меры по пресечению незаконной торговли и хранению запрещенных МОК и ВАДА субстанциями.
  7. Посредством правовых механизмов государство регулирует процедуры и способы оказания спонсорской помощи профессиональному спорту, систему взаимоотношений по линии «спонсор-благополучатель». При разработке соответствующих механизмов государство решает задачу, с одной стороны, по дополнительному финансированию профессионального спорта, и, с другой стороны, задачу по предотвращению ухода от налогов предприятий, использующих каналы и возможности спонсорства.

Перечисленные нами формы и способы воздействия на профессиональный спорт составляют костяк управленческой политики государства. Однако только лишь указанными направлениями не исчерпывается весь спектр инструментов воздействия на профессиональные спортивные организации и спортивное сообщество. Государственными и общественными органами, ответственными за развитие спорта в стране, в своей повседневной работе используются такие рычаги, как реклама и пропаганда, взаимодействие с обществом через свои вебсайты и печатные издания, а также через политические партии. Используя тот или иной инструмент с различной степенью интенсивности, государство решает определенную управленческую задачу в интересах всего общества.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Иван Хренов-Российский:

    ***
    209. Констатировать, что человечеству издревле свойственно в своих действиях и намерениях руководствоваться то умом и рассудком, то под влиянием страстей. Доля каждого фактора непостоянна и меняется в зависимости от обстановки, в частности, от уровня комфортности существования. При низком уровне комфортности разум и рассудок преобладают, в комфортных условиях, — берут верх страсти.
    В отличие от остального животного мира людям характерно великое множество разнообразных страстей, в том числе пагубных.
    В их числе особое место занимают такие две постоянные неуёмные страсти, как: «хлеба и зрелищ», а также — «money — money — money». Причём всё это любой ценой и без разбору (!), будь то высокохудожественное искусство или тоже, на бульварном, площадном уровне, бокс, футбол, Интернет-секс самый омерзительный, включая детское порно, ДТП или иная трагедия — всё пойдёт, на базе этих двух страстей из всего можно сделать доходноё зрелище.
    Эти две страсти очень устойчивы. В различных житейских ситуациях они проявляется качественно и количественно по-разному, но не прекращается никогда. Причём, чем больше теряют носители одних страстей, тем больше приобретают носители другие. Часто трудно провести чёткую грань между носителями этих, взаимосвязанных страстей но, определённо, — первые являются донорами для меркантильной деятельности вторых, а вторые (акцепторы), с целью наживы, делают всё для удовлетворения страстей первых, иначе всё потеряло бы всякую мотивацию.
    Как не диссонансно со временем звучит такое заключение, но обе эти страсти контрпродуктивны, и, в конечном счёте, пагубны не только для их носителей, но и для всего общества в целом!
    В роли носителей второй страсти выступают, как физические, так и юридические лица, вкладывая в зрелищные объекты и мероприятия свои немалые средства со всегда присутствующим здесь фактором риска.
    Настораживающим обстоятельством, особенно последнего времени, является всё большее участие в этих азартных коммерческих акциях ведущих высокопоставленных юридических лиц — деятелей, которым доверен бюджет государства!
    В эту соблазнительную (как и все страсти) акцию не редко втягиваются целые государства, в том числе, со слабой экономикой и в стремлении «сорвать банк» оно буквально изнуряют её непомерными затратами на зрелищные объекты в ущерб другим насущным потребностям общества.
    В этом плане вряд ли можно найти оправдание явлению, когда какие-нибудь, «Пан спортсмен» и «Мальчик-колокольчик», дорвавшись до высокой власти, многие годы дают волю своим страстям в ущерб экономическим, оборонным и гражданским интересам государства и общества.
    210. Признать, что спорт, как коммерческие зрелища, всё более утрачивает свою доброкачественную функцию в обществе. Организаторов олимпиад, к примеру, больше интересуют дивиденды от вложений, чем спортивные достижения участников, здоровый дух, заложенный в это действо ещё древней Элладой.
    Нередко вокруг международных спортивных мероприятий разгораются нездоровые и политические страсти: одних не допускают, другие сами объявляют бойкот участию в состязаниях.
    В стремлении к наградам (особенно денежным) участники состязаний не щадят себя и своих соперников (известны случаи ущерба здоровью и даже летального исхода). Спортсменов покупают и продают в розницу и оптом, целыми командами. Национальные сборные команды зачастую укомплектовываются гражданами других государств – в том числе и спортивных соперников.
    С некоторых пор мощным зрелищным инструментом стал Интернет. Здесь вам покажут всё, включая порно самое извращённое и даже детское, чуть ли не младенческое с участием взрослых садистов!
    Этот вид зрелищного «искусства» хлынул на российские экраны сразу после «демократического» переворота (!) девяностых годов прошлого столетия. В разглагольствованиях тогдашних «демократов» звучали досужие мнения: «эротика – это хорошо, но не следует переступать грань от неё к порнографии». Довольно быстро эта «грань» была размыта и, в конечном счёте, сейчас мы имеем то, что имеем!
    И только теперь, когда зашли слишком далеко, (как и во многом другом) во властных структурах стали подумывать об ограничении этой Интернет-вакханалии. Сделан, наконец, один робкий шажок в нужном направлении: наложен «запрет» на демонстрацию детской порнографии. Это прекрасно, но порно на «зрелом» уровне всё так же процветает, осталось только ухитриться отлучить детей и от этого зрелища! «Заметочки» в уголке экрана о том, с какого возраста допустим разврат недостаточно. «Борцы» за нравственность, видимо, забыли, что сладок именно «запретный плод».

    211. Констатировать, что фактор «страстей» — неотъемлемое свойство человеческого общества. В целом, его трудно характеризовать, как положительное или отрицательное явление. Одно определённо: государство и его ведущие деятели не должны принимать в играх страстей официальное участие, особенно на коммерческом уровне.

    212. Принять на конституционном уровне, что государство и его руководители в своей деятельности не вправе эксплуатировать фактор страстей, присущий обществу, а также самим предаваться страстям (хотя бы в рабочее время), их прерогатива – разум и рассудительность, не сиюминутный эффект, а фундаментальная созидательная деятельность с глубоким пониманием проблем общества на перспективу.

    ***

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.