Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 3)

Спортивный менеджмент

Спортивный менеджмент

Совершенствования управления и организации отрасли требовало развитие физического воспитания в учебных заведениях и на производстве, ускорение роста спортивной науки и оздоровительных методик, налаживание связей с международными рабочими спортивными организациями, расширение сети спортивных сооружений. Помимо этого, присутствовала и идеологическая составляющая, – всему миру следовало показать преимущества нового социалистического строя, продемонстрировать его превосходство над капиталистической системой.

А повод для гордости в части работы системы физкультурного и спортивного воспитания действительно имелся. Так, десятилетие активного развития физкультуры и спорта оказало существенное влияние на увеличение продолжительности жизни в стране, которая возросла на 30%.

Благодаря активной пропаганде здорового образа жизни и идей спортивного совершенствования в СССР ежегодно увеличивалось число физкультурников, получил развитие спорт высоких достижений, регулярно проводились физкультурные парады и праздники. С целью вовлечения широких масс трудящихся в физическую культуру и спорт были разработаны нормативы «Готов к труду и обороне», которые различные возрастные группы населения стали выполнять с 1931 г.

Всесоюзный Совет физической культуры просуществовал в первоначально созданном виде шесть лет и в 1936 г. подвергся очередной реорганизации. Формальным поводом для этого послужило принятие в этом году Конституции СССР, под цели и задачи которой выстраивалась новая структура правительства. Вновь созданный управленческий орган получил название Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. Соответственно, все республиканские, краевые и местные Советы физической культуры и спорта переименовывались в комитеты по делам физкультуры и спорта.

Казалось бы, зачем упразднять эффективно действующую управленческую структуру и на ее месте создавать другую, с аналогичными целями и функциями? С точки зрения развития физической культуры и спорта в стране – это нецелесообразно и нелепо. Однако если рассмотреть ситуацию сквозь призму грядущих событий – кадровой перетряски, устранения неугодных, репрессий и установления авторитарной власти в стране – весь комплекс проводимых мероприятий выглядел логичным и целенаправленным.

После репрессий и кадровых чисток, когда из управленческих органов устранялись люди инициативные и самостоятельно мыслящие, ВКФКС был полностью подготовлен под авторитарное управление и выполнение любых распоряжений вождя. Оставалось лишь передать ВКФКС всю полноту власти над физкультурно-спортивной отраслью в стране. Что и было сделано в марте 1940 г., когда правительством было утверждено Положение о ВКФКС. В Положении указывалось, что на Всесоюзный комитет, как высший в стране орган государственного руководства и контроля за работой по физической культуре и спорту, возлагалось управление деятельностью всех физкультурных организаций и всей работой по спорту в СССР; контроль за выполнением всеми государственными и общественными организациями СССР, ведущими физкультурную и спортивную работу, решений правительства и приказов Всесоюзного комитета по вопросам физической культуры и спорта.

Под вновь выстроенную управленческую вертикаль в сфере физкультуры и спорта формировался и состав ВКФКС – теперь его возглавлял председатель и его заместители, у которых имелся соответствующий организационно-управленческий аппарат. Совет из представителей государственных и общественных организаций превращался в декоративный орган с совещательными функциями. К тому же его состав утверждался правительством и был ему полностью подотчетен. Таким образом, демократические начала и плюрализм мнений практически полностью ликвидировались, за личную инициативу или особое мнение можно было поплатиться не только должностью, но и жизнью. В этом смысле весьма показательно, что ВКФКС в тот период возглавляли профессиональные чекисты. Так, например, в 1948-1951 гг. ВКФКС возглавлял Аполлонов Аркадий Николаевич (1907-1978), генерал-полковник НКВД, который с 1951 по 1953 гг. был заместителем министра государственной безопасности.

Такое положение в ВСФКС сохранялось вплоть до смерти Сталина в 1953 г., после которой началась целая волна модернизации и реорганизации управленческих структур. В основе этого процесса было желание нового руководства страны перераспределить властные полномочия, ослабить влияние одних управленческих структур и усилить другие.

В результате последовавшей реорганизации ВКФКС был упразднен, а его функции были переданы Министерству здравоохранения СССР. Теперь физкультурно-спортивное ведомство действовало в рамках этого министерства под названием Главного управления по физической культуре и спорту. Перевод всей физкультурно-спортивной деятельности под эгиду министерства здравоохранения имело в своей подоплеке две причины:

— во-первых, ВКФКС долгое время курировался чекистами и там было велико влияние Л.П. Берия (что было весьма нежелательно для новой правящей элиты);

— во-вторых, министерство здравоохранения наиболее близкая по задачам к ВКФКС управленческая структура, функции и задачи которых по многим позициям совпадают. Недаром  в свое время председателем Высшего Совета физической культуры был нарком здравоохранения Н.А. Семашко.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом решения задачи по снижению влияния скрытых сотрудников сталинско-бериевского периода в составе физкультурно-спортивного ведомства, был перевод его под управление министерства здравоохранения.

Проводимые управленческие изменения затронули и периферийные органы. В республиканских, краевых, областных и городских органах здравоохранения были образованы физкультурно-спортивные управления или секторы физического воспитания и спорта. Однако вскоре выяснилось, что вновь созданная управленческая структура имеет внутренние противоречия и содержит конфликт интересов. Дело в том, что задачи Минздрава во многом совпадают с задачами оздоровительного и массового спорта, но плохо вяжутся с интересами спорта высоких достижений. А именно большой спорт получил ускоренное развитие в послевоенный период – СССР стал участвовать в Олимпийских играх, а многие советские спортивные организации стали членами международных спортивных федераций. Успехи советских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях заставили мировую общественность говорить о СССР как о ведущей спортивной державе; авторитет советского спорта на международной арене необычайно возрос.

В этих условиях успехи советского спорта приобретают важный идеологический и политический оттенок, так как свидетельствовали о преимуществах социалистической системы. И, конечно, руководство СССР хорошо понимало, что следует активно развивать это направление. Однако этому препятствовала существующая управленческая структура. К тому же внутренняя борьба, развернувшаяся при смене власти, завершилась, а опасность путча миновала. Теперь уже ничто не препятствовало возрождению самостоятельного физкультурно-спортивного ведомства, которое было восстановлено в феврале 1954 г. Вместе со вновь образованным Комитетом по физической культуре и спорту восстанавливались его территориальные структуры в регионах.

В январе 1955 г. правительство утвердило правовой документ, на основании которого строилась вся деятельность физкультурно-спортивного ведомства – Положение о Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Согласно этому Положению на Комитет возлагалось государственное руководство массовым спортом в стране и повышением мастерства советских спортсменов; рассмотрение основных вопросов развития физкультуры и спорта, вопросов управления организациями, учреждениями и учебными заведениями, подведомственными Комитету. Помимо этого, на Комитет по физической культуре и спорту возлагались задачи по подготовке, переподготовке и распределению кадров физкультурно-спортивного профиля, пропаганде здорового образа жизни, курирование специализированных изданий и другие функции.

В компетенцию Комитета по физической культуре и спорту входило руководство и координация деятельности профсоюзных, комсомольских и общественных физкультурно-спортивных организаций, контроль за их работой и выполнения ими предписаний и распоряжений правительства в сфере физкультуры и спорта.

К концу 1950-х гг. государственными комитетами по физической культуре и спорту всех уровней был накоплен огромный опыт по руководству спортивной отраслью и организациями физкультурно-оздоровительной направленности. За двадцатилетие 1940-1960 гг. основные показатели удалось улучшить в несколько раз.

Наряду со штатными работниками физкультурно-спортивной отрасли (численность которых к тому времени составила 112 тыс. чел.), успешно действовали и добровольные спортивные общества, общественные спортивные инструкторы и активисты, судейские коллегии и объединения.

Однако за впечатляющими количественными показателями скрывались серьезные проблемы советской физической культуры и спорта, которые в послевоенный период постепенно нарастали и углублялись. Назовем основные из них.

  1. Изначально советский спорт стал развиваться как чисто любительский, то есть спортсмены-любители тренировались в свободной от основной работы время. Однако любители не могли показывать таких же высоких результатов, что и профессиональные спортсмены. В то же время стране требовались рекорды и громкие победы на международном уровне, чтобы показать всему миру преимущества советского строя. Возникла коллизия – как обеспечить высокие результаты при официально запрещенном профессиональном спорте? Данную проблему спорткомитеты должны были решать нелегитимными способами, косвенно финансируя профессиональный спорт.
  2. В восстановительный послевоенный период весьма чувствительными были экономические проблемы – не хватало продуктов питания, спортинвентаря, спортивной одежды и обуви, материальных ресурсов. Чтобы обеспечить массовость физкультурно-спортивным мероприятиям спорткомитеты были вынуждены задействовать административные рычаги. Однако принуждение со временем порождало формализм, в результате чего эффективность системы физического воспитания мало-помалу снижалась.
  3. Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в себе все пороки, свойственные огосударствленным системам. Ее недостатки выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения, осуществлялась неправильная кадровая политика.
  4. В послевоенные годы все более остро стала проявляться проблема адекватного стимулирования спортсменов и тренеров. Побывавшие за рубежом советские спортивные делегации с удивлением узнавали о суммах вознаграждений спортсменов и спортивных специалистов. В условиях, когда отечественные спортсмены могли в одночасье лишиться всех регалий и доходов,[i]  мысль о повышении собственного благосостояния постепенно проникала в сознание советской спортивной общественности.

Наряду с материальным, не было в достаточной степени задействовано и моральное стимулирование спортсменов и тренеров. Так, в отличие от других стран, в СССР не было принято ставить выдающимся спортсменам памятники и бюсты, называть их именами проспекты, улицы, физкультурные учебные заведения. Спортивные успехи редко были поводом для награждения орденами и медалями.

Эти и ряд других проблем во все большей степени тормозили развитие физкультуры и спорта в стране. Для качественного улучшения положения требовалась коренная модернизация управляющей структуры и методов руководства физкультурно-спортивной отраслью.

Такая модернизация стала проводиться в начале 1959 г., с выходом в свет специального постановления партии и правительства «О руководстве физической культурой и спортом в стране». В нем, в частности, указывалось: «На современном этапе коммунистического строительства, когда все большее значение приобретает роль массовых организаций трудящихся, особенно профсоюзов и комсомола, в решении государственных вопросов, отпадает необходимость сосредоточивать руководство физической культурой и спортом в руках государственных органов и имеются все возможности для того, чтобы физкультурное движение в нашей стране было полностью основано на широких демократических началах и руководство им осуществлялось выборной общественной организацией».

Инициатором управленческих перемен стал руководитель страны Н.С.Хрущев, который пытался реорганизовать государственный аппарат в центре и на местах с целью повышения его эффективности. Хрущев хотел преодолеть бюрократизм, волокиту и безответственность в государственных органах управления, разбудить творческую инициативу и энтузиазм работников.

В области физической культуры и спорта упор был сделан на общественные организации, действовавших на принципах самоуправления и демократии. В материалах XXI съезда КПСС отмечалось, что главным направлением в развитии социалистической государственности является всемерное развитие демократии, привлечение всех граждан к участию в руководстве хозяйственным и культурным строительством. При этом «многие функции, выполняемые теперь государственными органами, постепенно должны переходить в ведение общественных организаций. Вопросы культурного обслуживания населения, здравоохранения, культуры и спорта должны решаться при активном и широком участии общественных организаций».

В соответствии с декларируемыми принципами Комитет по физической культуре и спорту упразднялся, а его место в структуре управления занимал Союз спортивных обществ и организаций СССР (ССОО). Управленческая структура ССОО отчасти походила на модель управления акционерным обществом (см. рис.1).

Рис.1. Структура Союза спортивных обществ и организаций СССР.

Рис.1. Структура Союза спортивных обществ и организаций СССР.

Высшим органом управления являлся съезд ССОО, который собирался не реже одного раза в четыре года; съезд избирал Центральный совет (с Президиумом и Бюро), а также Центральную ревизионную комиссию.

Фактическое руководство физкультурно-спортивной отраслью осуществляла небольшая группа освобожденных топ-менеджеров, входящих в состав Бюро ССОО. Формально кадровый состав ССОО должен был обновляться каждые четыре года не менее чем наполовину, причем руководящие работники не должны были находиться на своих должностях более двух сроков подряд. Однако это правило не распространялось на те кандидатуры, которые при последующих голосованиях набирали свыше 75% голосов.

В виде ССОО физкультурно-спортивное ведомство СССР просуществовало вплоть до 1968 г. В этом году произошла очередная управленческая реорганизация и новая структура получила уже использовавшееся ранее название – Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Руководством страны были учтены допущенные ошибки, громоздкость и малая эффективность Союза спортивных обществ и организаций. Частая сменяемость менеджеров высшего и среднего звена не создавала атмосферы стабильности и не стимулировала на повседневное повышение квалификации. Кроме того, работников, занявших свои должности в результате выборов, невозможно было уволить – даже в случае очевидной некомпетентности. И хотя ССОО привнес в деятельность физкультурно-спортивной отрасли много полезных и нужных идей, много сделал для развития «большого» и массового спорта, правительство решило вернуться к старой, отработанной системе управления.

Во времена горбачевской «перестройки», деятельность Комитета по физической культуре и спорту была в очередной раз скорректирована. В апреле 1986 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР спортивное ведомство реформировалось в соответствии с провозглашенными принципами антиалкогольной кампании, проводимой политики «хозрасчета» и «ускорения». Новая управленческая структура получила наименование Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту (Госкомспорт СССР). В первоначально созданном виде Госкомспорт СССР просуществовал до момента распада СССР в 1991 г.


[i] Так, например, после того, как сборная СССР по футболу проиграла на Олимпиаде в Хельсинки (1952 г.) своим идеологическим противникам – сборной Югославии, команда по указанию руководства СССР была расформирована, ее старший тренер Борис Аркадьев был снят с должности и лишен звания заслуженный мастер спорта (были также сняты почетные звания с некоторых других футболистов). Карьера армейских футболистов на этом закончилась.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.