Компоненты спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент является дисциплиной комплексной, которая состоит из трёх основных компонентов – научной части, опытно-практического компонента и искусства, составляющего творческий элемент. Пропорции в «рецептурном составе» спортивного менеджмента могут быть самые разные: преобладание того или иного компонента формирует управленческие компетенции и стили – академический, эмпирический и ситуационно-творческий.

Коротко охарактеризуем составные части спортивного менеджмента. Для наглядности представим схему в виде простого рисунка (см. рис.1).

Рис.1. Компоненты спортивного менеджмента

Научным принято называть подход, основанный на установленных законах, закономерностях, устойчивых взаимосвязях между явлениями и объектами, действиями и результатами. Например, всех нас с детства учат таблице умножения, которую печатают на последней странице тетрадей. Эта таблица – научная основа счёта. Если ею пользоваться, то мы будем получать правильные результаты вне зависимости от того, в каком настроении мы находимся, что считаем (предметы или деньги), кто мы по национальности, полу и возрасту. В науке это обстоятельство называют объективностью. То есть спортивный менеджмент в одной из своих компонент базируется на объективных законах и закономерностях (подробнее см. здесь).

Следующим важнейшим компонентом спортивного менеджмента является опытно-практическая часть. В некоторых случаях она вытесняет научную составляющую, если предприниматель или наёмный менеджер не изучал спортивного менеджмента как науки. Опираясь на метод проб и ошибок, опыт коллег и собственные наблюдения, человек может стать неплохим менеджером – в тех случаях, когда у него есть необходимые качества и природный талант. Тогда научные законы и принципы менеджмента он постигает интуитивно, через общение, наблюдение, посредством анализа окружающей обстановки, через тренировочный процесс, бытовые и проблемно-спортивные ситуации.

Человек может стать хорошим менеджером, даже если он не изучал спортивного менеджмента. Опираясь на личные наблюдения, лидерские качества, опыт, волю и талант, он постигает законы управления эмпирически, интуитивно.

Здесь мы должны упомянуть тот факт, что большинство российских тренеров, спортивных педагогов и специалистов по физической культуре не имело и не имеют теперь базовой научной и образовательной подготовки (за исключением педагогического менеджмента). Видимо, в бывшем СССР считалось, что учитель физкультуры никогда не будет завучем или директором школы, тренер всегда будет тренировать подопечных и не станет директором спортсооружения, руководителем департамента обладминистрации или министром спорта. Есть большие пробелы в подготовке и переподготовке спортивных менеджеров и сейчас. В профессиональных спортклубах, федерациях, в вузах и ИПК научному менеджменту уделяется всё ещё недостаточное внимание – упор делается на эмпирику, управленческие шаблоны, а также на опыт практической работы. В то же время финансовым аспектам подготовки, управлению маркетингом, правовым моментам уделяется непропорционально малое место.

Наконец, третьим, заключительным компонентом спортивного менеджмента является творчество, искусство, обаяние и артистизм администратора. Личные качества менеджера, лидерство, внешность, воля, умение донести до коллектива свои идеи, увлечь энтузиазмом и личным примером – всё это играет подчас решающую роль как в спортивном менеджменте, так и в тренерском деле.

Специалистов по спортивному менеджменту называют спортивными менеджерами (хотя встречаются и другие наименования — например, промоутеры, агенты, администраторы, распорядители, управленцы, организаторы). Их принято различать по разным признакам:

  • по уровню и полномочиям (топ-менеджеры, линейные менеджеры, территориальные менеджеры, региональные министры спорта и проч.);
  • по функциям и специализации (педагогические менеджеры, финансовые менеджеры, медийные менеджеры и т. д.);
  • по отношению к собственности спортивной организации (наёмные менеджеры, владельцы бизнеса, менеджеры-консультанты, акционеры, учредители, представители государства, спонсоры с правом голоса и т. д.).

Квалифицированным менеджером считается лицо, сочетающее в себе такие качества, как человеческие и профессиональные данные, а также предпринимательские характеристики (см. схему на рис.2).

Рис.2. Качества спортивного менеджера

Нередко бывает так, что менеджер испытывает дефицит какого-либо из перечисленных качеств — например, он отличный профессионал и знаток менеджмента, но обладает неуживчивым характером, или напротив, он непревзойдённый коммуникатор и обаятельный человек, разбирающийся в людях, но совершенно несведущий в вопросах бизнеса, аналитики и прогнозирования событий. Подчас менеджер обладает превосходным коммерческим чутьём, ясно видит перспективы будущей прибыли, но совершенно не думает о людях, болельщиках, атлетах, тренерах, их судьбах и нуждах.

Для сглаживания минусов отдельного лица в спортивном менеджменте применяется система не только индивидуального, но и коллективного принятия решений.

Как отдельный компонент спортивного менеджмента мы можем рассматривать всевозможные технические и технологические инструменты, которые являются отличным (а подчас и незаменимым) средством в руководстве атлетами, командами, спортивными учреждениями, организациями, бизнесами. Речь идёт о современных гаджетах, системах наблюдения, хронометража, геопозиционирования и навигации (например, ГЛОНАСС-систем), о программных продуктах, фитнес-трекерах, «умном» снаряжении и особой экипировке со встроенными датчиками, чипами, средствами связи, устройствами медицинского мониторинга.

Все мы давно уже привыкли к электронному хронометражу, системе видеоповторов на стадионах и в ледовых дворцах спорта, системе «соколиный глаз» на теннисных кортах, пульсомерах и шагомерах на атлетах, информационных табло в спортсооружениях. Все эти системы не только улучшают качество судейского менеджмента, повышают точность и публичность принятия решений арбитрами, но и помогают в спортивной аналитике, которая в последние годы развивается очень динамично. В спорте и спортивной индустрии управленческие решения становятся более взвешенными в таких сферах, как коммерческая (маркетинговая, рекламная, имиджевая, цифровые и традиционные СМИ), некоммерческая (государственная и волонтёрская деятельность, безопасность, благотворительность), командно-игровая и соревновательная (учёт полезности игроков, оплата труда по KPI, сбор и обработка статданных), персонального уровня (медико-биологических параметров, тренерских замечаний, анализа сна, эмоций, периодов подъёма и спада).

Без носимых гаджетов и специализированных программных продуктов современный спортивный менеджмент был бы на более низком уровне. И если мы вспомним первую половину ХХ века, то обнаружим, что тогда не у всех атлетов были качественные шиповки и кроссовки, а часть спортсменов из африканских стран предпочитала бегать босиком, считая специализированную спортивную обувь своеобразным допингом или атрибутом неженок.

Ныне ситуация радикальным образом изменилась. Управленческие модели в спорте работают на базе анализа статистических, медицинских, маркетинговых данных, которые собираются автоматически с устройств слежения, датчиков, систем объективного контроля. Качественное управление спортивным клубом, профессиональной лигой, сайтом или спортивным СМИ предполагает обработку данных в онлайн-режиме, с помощью специальных программ и приложений, без которых успешный современный бизнес немыслим. Поэтому и мы с вами будем рассматривать как необходимый компонент современного спортивного менеджмента различные носимые гаджеты, стационарные и мобильные устройства различного назначения.

 

Менеджмент как наука и профессия

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.