Спортивные мероприятия: их перенос в бизнес-процессы

Рассматривая предысторию и движущие силы спортивных мероприятий, мы отмечали, что их энергетика заключена в соревновании, в творческой и физической мотивации, в выявлении и награждении сильнейших, в сравнении отдельных игроков и целых команд. Момент интеграции культурных практик и праздников со спортивными ивентами в нашем анализе уже прозвучал, а вот тема объединения спортивных мероприятий с производственными и бизнес-процессами оставалась у нас до поры до времени за кадром. Её мы не анализировали даже в первом приближении.

Теперь настало время осветить и эту немаловажную проблематику, дать краткий анализ основным моментам в этой увлекательной теории и практике. Тем более, что наш собственный, российский и советский опыт богат своим разнообразием и достижениями. И не только в прошедшем времени.

Наш анализ начнём с рассмотрения теоретических подходов и фигуры организатора спортивно-производственных мероприятий.

Фредерик Уинслоу Тэйлор

Фредерик Уинслоу Тэйлор

Основоположник школы научного управления Фредерик Тэйлор считал, что главное отличие спортивных игр от рутинных трудовых процессов – спортивный интерес, азарт, который захватывает участников игры или соревнования. В книге «Принципы научного менеджмента» он прямо указывает на это обстоятельство в разделе «Работа с прохладцей». Буквально Тэйлор говорит следующее: «Англичане и американцы — величайшие спортсмены в мире. Когда американский рабочий играет в бейсбол или когда английский рабочий играет в крикет, можно с уверенностью сказать, что он напрягает каждый нерв для того, чтобы обеспечить победу своей партии. Он делает всё, что может, для того, чтобы получить максимальное возможное число очков. Всеобщее настроение в этом отношении так сильно, что всякий человек, который в спорте не даёт всего, что может, будет заклеймен кличкой «бросового игрока», и станет предметом презрения для всех членов команды и зрителей.

Однако когда тот же самый рабочий приходит на работу на следующий день, то, вместо того, чтоб прилагать все усилия для максимального возможного повышения своей выработки, он в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки… Это явление в США и Англии называют «работать с прохладцей» (в российской практике — «прохлаждаться» — В.Г.); представляет собой почти повсеместное явление на промышленных предприятиях и преобладает в значительных размерах также и в строительной промышленности». Тэйлор утверждает, что, если создать на предприятиях такую же мотивацию, как и в рамках спортивного соревнования, производительность труда можно поднять вдвое.

Отсюда вывод – следует вводить элементы спортивного соперничества в трудовые и производственные процессы. Тогда заинтересованность, азарт, желание опередить соперников даст наилучшие результаты там, где этого не удавалось достигнуть ранее. Приведём характерный пример, взятый из книги основателя эмпирического менеджмента Д. Карнеги.

На сталелитейном заводе, принадлежащем Чарлзу Швабу, был один начальник цеха, чьи работники не выполняли сменного задания.

«Как это может быть, — спросил Шваб, — что такой дельный человек, как вы, не в состоянии добиться выполнения задания?»

«Не знаю, — ответил инженер, — я уговаривал рабочих, я их подгонял, я ругался, рвал и метал, я грозил им вечным проклятием и увольнением. Но всё безрезультатно. Они просто не хотят как следует работать».

Разговор происходил в конце дня, как раз перед приходом ночной смены.

«Дайте мне кусок мела», — сказал Шваб. Затем, обернувшись к ближайшему рабочему, он спросил: «Сколько плавок дала сегодня ваша смена?»

«Шесть».

Не говоря больше ни слова, Шваб нарисовал мелом на полу большую шестёрку и ушёл.

Когда пришли рабочие ночной смены, они увидели цифру «6» и спросили, что она означает.

«Сегодня приходил сам хозяин, — ответили рабочие дневной смены. – Поинтересовался, сколько мы дали плавок, мы сказали – шесть. Он записал это мелом на полу».

На следующее утро Шваб снова зашёл в литейный цех. Ночная смена стерла цифру «6» и заменила ее большой цифрой «7».

Рабочие дневной смены, придя, увидели нарисованную мелом семёрку. Ах так, значит, ночная смена считает себя лучше дневной? Ну хорошо, они покажут ночной смене! Они энергично взялись за дело, а вечером, уходя, нарисовали огромную горделивую цифру «10». Темп стал нарастать.

Вскоре этот отстающий цех обогнал по выработке все остальные цеха завода. (см. Эмпирическая школа)

Использую психологический механизм соперничества как мотивацию, владелец бизнеса смог без видимых усилий вдвое увеличить производительность труда.

Исходя из вышеприведенного примера, мы можем констатировать, что даже в условиях мировоззрения индивидуализма и чисто рыночной психологии, спортивно-производственное соревнование действует весьма эффективно. Это происходит потому, что вызов, брошенный другими коллективами, создаёт стимул для изменения отношения к труду, к рутинным операциям, к привычной и поднадоевшей работе.

Такие «склеенные» спортивно-производственные мероприятия широко использовались и в бывшем СССР под наименованием соцсоревнования. В период проведения индустриализации страны образовалось целое «стахановское движение», ударничество, которое стало предметом изучения научной организации труда.

Если коротко, то его основой являются следующие элементы (см. схемы на рис.1).

Рис.1. Восполнение утраты мотивации спортивно-производственными мероприятиями

Рис.1. Восполнение утраты мотивации спортивно-производственными мероприятиями

В ходе трудового процесса на предприятии наблюдается снижение мотивации персонала из-за привыкания, психологической усталости, рутины, «профессионального выгорания». Остановить деградацию мотивации и даже поднять её на новый уровень может привнесение в повседневную работу элемента соревновательности, соперничества, честной профессиональной конкуренции между отдельными работниками (персональный уровень), подразделениями предприятия (корпоративный уровень), родственными компаниями (отраслевой уровень).

Организация соревнования привносит фактор новизны, на вызов отвечают действием, включением незадействованных ранее ресурсов. В результате растёт производительность труда, поднимается мотивация, происходит увеличение оплаты труда. Упомянутый нами выше теоретик менеджмента Ф. Тэйлор стал восприниматься как лидер «управленческой революции», которая ведёт общество к изобилию (из-за роста производительности труда) и растущему благосостоянию граждан (из-за увеличения зарплат и бонусов). По аналогии со спортом Тэйлор предлагал платить больше победителям в производственном соревновании, надлежащим образом чествовать и отмечать профессионалов, стимулировать их передавать свой опыт и мастерство менее умелым коллегам.

Теперь обратимся к нашей текущей экономико-спортивной ситуации. Хозяйственное соревнование, желание выделиться на почве трудовых свершений, стать одним из лучших по профессии, заработать правительственные награды, признание коллег и сослуживцев, просто получить более высокое вознаграждение – всё это весьма действенные стимулы.

В трудные предвоенные и послевоенные годы наша страна показала высокий экономический рост – в том числе за счёт хозяйственного соревнования. Имена передовиков производства, стахановцев, ударников коммунистического труда не сходили со страниц газет; у каждого предприятия была своя Доска почёта, а радио, кинематограф и телевидение прославляли ударный труд на благо Родины. Это примерно то же самое, что ныне мы видим по отношению к российским и зарубежным атлетам – они не сходят с экранов телевизоров, в футболках с их фамилиями и игровыми номерами ходят люди разных возрастов, у них берут автографы, их используют в рекламе и т. д.

А ранее их место занимали люди труда: рабочие, инженеры, комбайнёры, доярки, свекловичницы, строители – они были героями того времени. Звание Героя Социалистического Труда было самой почётной мирной наградой в СССР (звание Героя Труда было возрождено в современной России с 2013 г. после двух десятков лет отрицания и забвения).

Нельзя оставить в стороне и факт того, что спортивно-производственное соревнование ведёт человека по пути самореализации, карьерной лестницы, по этажам социального лифта.

Аналогия со спортом здесь просматривается весьма чёткая. Пополняя багаж профессиональных знаний и постоянно совершенствуясь в мастерстве, рабочий – будь то станочник, сварщик, водитель или робототехник, — говоря спортивным языком, тренирует память, мышцы, волю, характер.

Участвуя в конкурсах и соревнованиях типа WorldSkills, молодые люди, учащиеся, студенты, специалисты повышают свою квалификацию (приумножая свой «человеческий капитал»), собирают и используют информацию об инновациях в своём деле, занимаются изобретательством и рационализацией.

В последние годы всё более заметна тенденция приравнивания профессиональных смотров и конкурсов типа WorldSkills к спорту. Растёт интерес к данному направлению у молодых людей и работодателей.

Похожее ...

4 комментария

  1. Димитрий:

    Помнится в Германии в кон.1930-х гг. тоже изучали советский опыт стахановцев. Правда, немецкие специалисты по организации труда пришли к другим выводам: вырастить одного рекордсмена на любом производстве куда легче, чем побудить тысячи человек ежедневно добиваться средних запланированных показателей. Вот где немцы внедряли элементы соревновательности. Примеры СССР — это вечное ДИП — догнать и перегнать Америку. А дальше как в анекдоте: догнать бы хорошо, а вот перегонять не стоит, а то голый зад будет видно.

    • Галкин:

      Думаю, выводы немцев ничего не меняют и не опровергают в общем подходе к организации индивидуального и коллективного соревнования. То, что СССР сделал огромный рывок в промышленности, науке, уровне жизни людей — это факт, с которым спорить не приходится. Мы и сейчас пользуемся плодами того, что сделали советские люди. А позитивные практики надо использовать — тому живой пример возрождение звезды Героя Труда.

  2. Димитрий:

    Почти готов с Вами согласиться. Однако сразу в памяти встает известная, наверное, Вам фраза: «Лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Героизм и трудовые отлично измеряются деньгами. Хотя повторю — я почти на Вашей стороне.

    • Галкин:

      Все люди разные. Кому-то важнее рубль, кому-то почёт, кому-то известность и слава. Отсюда и разные стимулы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.