Спортсмены и тренеры

Спортсмены и тренеры

Спортсмены и тренеры

Очевидно, что индустрия спорта совершенно немыслима без людей, занимающихся спортом и специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов. Эта категория участников составляет базис, основу для других субъектов спортивной индустрии и выступает, с одной стороны, как производитель спортивно-зрелищных и информационных мероприятий, с другой – как потребитель спортивных товаров и услуг. В то же время практически каждый современный профессиональный спортсмен или тренер являются индивидуальными предпринимателями, то есть осуществляют инициативную самостоятельную деятельность, связанную с коммерческим риском (см. рис.2.4).

Рис.2.4. Спортсмены и тренеры в структуре спортивной индустрии.

Рис.2.4. Спортсмены и тренеры в структуре спортивной индустрии.

В настоящее время спортсмены, тренеры и арбитры обладают большой экономической свободой, – они самостоятельно решают, какие контракты заключать, а от каких следует отказаться, в каких соревнованиях (коммерческих, благотворительных или официальных) им участвовать, где и как тренироваться. Кроме того, спортсмены и тренеры могут избрать для себя различные сферы приложения усилий – например, выступать в качестве спортивных комментаторов и обозревателей, работать по найму на государственные или частные коммерческие структуры, сосредоточиться на рекламе каких-либо товаров или фирм, или же переключиться на промышленное предпринимательство, гостиничный или ресторанный бизнес.

Особенно актуален вопрос спортивного предпринимательства в современной России. В связи с происходящими в стране экономическими и социальными переменами коренные изменения произошли и в экономике спорта. За последнее десятилетие экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели радикальную трансформацию, изменились подходы и образ мышления у руководителей спортивных ведомств и клубов, спортсменов, тренеров, болельщиков. То, что раньше считалось зазорным и даже позорным (например, отъезд за рубеж наших ведущих хоккеистов и других спортсменов с целью выступления за иностранный спортклуб), теперь считается обычной практикой. Спортсмены ныне стремятся выступать за те клубы, где выше оплата их труда; участвовать в тех соревнованиях, где выше призовой фонд. Такая коммерциализация российского спорта вызывает различные суждения и мнения, – как положительные, так и негативные. Бесспорно, данная тенденция является явлением неоднозначным и многомерным, порождает много споров и дискуссий. В связи с этим обстоятельством изучение процессов коммерциализации спорта является предметом пристального изучения экономики спорта.

Спортсмены, тренеры, арбитры, спортивные клубы, лиги и федерации являются важнейшей составляющей спортивной индустрии, ее центральным элементом. Именно поэтому экономика спорта исследует все происходящие в данной среде изменения с повышенным вниманием. Специалистам в области экономики спорта важно знать многие количественные и качественные показатели, характеризующие уровень и тенденции развития физической культуры и спорта в стране. К таким показателям относятся:

  • Общая численность спортсменов и тренеров в стране в целом и по видам спорта в частности;
  • Половозрастной состав спортсменов и физкультурников;
  • Медицинские и демографические показатели деятельности спортсменов (частота заболеваемости, уровень травматизма по видам спорта, средняя продолжительность жизни и проч.);
  • Количество клубных команд и федераций, в том числе организаций, функционирующих на принципах самоокупаемости;
  • Средняя заработная плата работников физической культуры в бюджетных организациях и коммерческих предприятиях;
  • Численность фактически действующих спортивных сооружений, а также сооружений, находящихся в стадии планирования или строительства;
  • Данные о текущем и потенциальном спросе на продукцию спортивной индустрии (исчисленные в стоимостном и натуральном выражении).

Эти и целый ряд других вопросов имеет большое значение для формирования планов развития и финансирования физической культуры и спорта в стране, а также проведения согласованной общегосударственной политики в области спорта.

 

Экономика спортивного туризма

Термин «туризм» происходит от французского слова tourisme, которое означает путешествия, сочетающие отдых с элементами спорта и образовательными и просветительными задачами. Спортивный туризм представляет собой составную часть внутреннего и международного рынка туристических услуг, является его существенной и неотъемлемой частью. Основной движущей силой спортивного туризма является:

—         во-первых, потребность лично присутствовать на тех или иных спортивных соревнованиях, проходящих в различных регионах страны или странах мира (участники спортивного туризма выступают в данном случае как болельщики;

—         во-вторых, желание приобщиться к физической культуре и спорту или стать участником каких-либо спортивных мероприятий или соревнований (здесь участники спортивного туризма выступают в качестве спортсменов или физкультурников).

Эти две крупнейшие группы участников составляют основу спортивного туризма. В настоящее время миллионы людей перемещаются по странам и регионам с целью принять непосредственное участие в спортивных и зрелищно-массовых мероприятиях, напрямую связанных со спортом. Такая значительная миграция имеет для экономики страны (или региона) -организатора огромное хозяйственное значение (см. рис.2.5).

Рис.2.5. Структура и хозяйственное значение спортивного туризма.

Рис.2.5. Структура и хозяйственное значение спортивного туризма.

В первую очередь, позитивные перемены сказываются на рынках труда. В частности, создаются новые рабочие места во многих отраслях экономики, улучшается инфраструктура туристического комплекса, качество обслуживания клиентов, платежный баланс региона и многие другие микро- и макроэкономические показатели.

Рассмотрим более детально механизмы воздействия спортивного туризма на экономику страны или региона, которые регулярно проводят те или иные спортивные мероприятия.

  1. Транспортная система. Очевидно, что массам болельщиков, спортсменов и тренеров необходимо каким-то образом передвигаться к месту проведения соревнований. Функцию доставки людей к месту назначения выполняет транспортная система. Таким образом, болельщики, спортсмены, тренеры, спортивные журналисты и комментаторы на определенный период времени становятся пассажирами на морском, речном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Удовлетворяя потребности пассажиров в перевозках, транспортная система взамен получает прибыль от продажи билетов. Из полученной прибыли транспортные предприятия уплачивают налоги, что пополняет местные бюджеты и дает возможность властям улучшить благосостояние проживающего в регионе населения.

Кроме того, создавая спрос на перевозки, спортивный туризм формирует основу для создания новых рабочих мест на транспорте, – создаются новые маршруты, увеличиваются транспортные потоки, строятся новые вокзальные комплексы. Одновременно повышение спроса на рабочую силу ведет к увеличению заработной платы в данной отрасли.

  1. Гостиничный бизнес. Прибывшим к месту проведения соревнований спортсменам и болельщикам необходимо где-то остановиться для временного проживания. Услуги по предоставлению временного жилья предоставляет гостиничный комплекс, в который входят отели с различным набором услуг и качеством обслуживания, мотели, кемпинги и туристические базы. Спрос, предъявляемый болельщиками и спортсменами на услуги гостиничного комплекса, преобразуется в конечном счете в новые рабочие места, приносит региону-организатору денежные и валютные поступления, так как болельщики-туристы, как правило, совмещают посещение спортивных соревнований с отдыхом, экскурсиями и культурным досугом. Естественно, на все эти мероприятия они тратят деньги, которые остаются в регионе.
  2. Спортивные сооружения. Проведение современных крупных соревнований (чемпионатов, кубковых матчей, спартакиад, олимпиад) немыслимо без соответствующим образом спроектированных и построенных спортивных сооружений – стадионов, бассейнов, велотреков, автодромов, лыжных трамплинов, спортивных залов и иных компонентов инфраструктуры спорта. Новейшие спортивные сооружения данного типа, как правило, представляют собой технически сложные конгломераты. Их производство требует больших затрат интеллектуального труда и капиталов. Это обстоятельство напрямую отражается на рыночной стоимости спортивных сооружений, – цена современных спортивных комплексов и сооружений составляет десятки и сотни тысяч долларов, а стоимость крупных объектов может достигать десятков миллионов долларов.

Конечно, финансовые инвестиции в современные спортивные сооружения – дело непростое и дорогостоящее, в связи с чем все нюансы проектов в данной сфере тщательно готовятся и просчитываются. Однако выгоды от осуществления таких инвестиций обычно многократно превышают затраты.  Причем получаемые выгоды имеют двоякий характер:

  • Во-первых, сделанные в спортивные сооружения инвестиции приносят прямую прибыль и окупаются в течение ближайших 4-5 лет;
  • Во-вторых, имеют косвенный характер, то есть в промежутках между проведением крупных соревнований построенные спортсооружения используются местными спортсменами и физкультурниками, что укрепляет их моральное и физическое здоровье и приводит, в конечном счете, к повышению производительности труда и росту благосостояния граждан данной территории.

Кроме отмеченных нами выше сфер экономики спортивный туризм оказывает также благоприятное воздействие на другие секторы хозяйственного комплекса. В частности, спрос со стороны туристов на сувениры, питание, экскурсии, развлечения приводит к существенному развитию торговли и предпринимательства в сфере обслуживания, в расчетно-банковском секторе, в рекламном бизнесе и сфере общественного питания. Очевидно, что весь предъявляемый спрос находит свое отражение в появлении новых рабочих мест и повышении уровня оплаты труда.

Кроме того, процесс появления новых рабочих мест сопровождается так называемым «эффектом мультипликатора», когда инвестиции в одну сферу экономики вызывают увеличение занятости и увеличение доходов не только в ней, но и других отраслях хозяйства. Например, прибывшие на соревнования спортсмены, тренеры, болельщики, журналисты и обозреватели предъявляют спрос на продукты питания. Покупая эти продукты, они создают спрос на продукцию аграрного производства, и уже сельское хозяйство получает толчок к развитию.

Нельзя не отметить и тот факт, что в процессе зарубежных поездок люди знакомятся с культурой, обычаями и традициями других народов, налаживают личные контакты между собой, начинают лучше понимать друг друга.

Конечно, спортивный туризм порой несет с собой и некоторые негативные проявления – такие, как столкновения болельщиков разных команд или хулиганские выходки сторонников проигравших спортсменов. Однако все эти отрицательные явления не могут поставить под сомнение огромную разноплановую пользу от спортивного туризма.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.