Факторы развития спортивного бизнеса

Предпринимательство в сфере двигательной активности и спорта развивается в современном мире очень динамично. Существенные изменения в образе жизни людей, в социальной и культурной среде, постепенное устранение сословных и религиозных предрассудков, придало новый импульс развитию спорта в большинстве стран мира. В ХХ веке произошли процессы, которые сделали спорт и физическую активность одной из главных жизненных потребностей людей всех возрастов, стимулировали интерес ко всем областям физической культуры и физического воспитания. Массовый спрос на спорт, спортивные товары и услуги привел к созданию индустрии спорта и комплексной системы спортивного бизнеса, под которым будем понимать всю совокупность предприятий, институтов и экономических отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере физической активности и спорта.

Спортивный бизнес является относительно молодой отраслью предпринимательской деятельности, которая в полной мере сформировалась лишь во второй половине двадцатого столетия. В относительно более позднем развитии спортивного бизнеса нет ничего необычного – для широкого распространения предпринимательства в спорте и создания спортивной индустрии требуется формирование необходимых условий, включающих в себя ряд важных предпосылок.

Назовем основные из них.

Сокращение рабочей недели и увеличения времени досуга. Благодаря непрерывной борьбе трудящихся за свои права продолжительность рабочей недели сократилась с 55-60 часов в начале ХХ столетия до 35-36 часов к 2000-м годам. Сокращение рабочего времени почти вдвое значительно расширило время досуга людей, который стал целенаправленно использоваться для занятий физической культурой и спортом. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в расширении массовости спорта, пробуждению дополнительного интереса к двигательной активности и соревновательной деятельности.

Эмансипация женщин. Женская физическая активность и спорт вплоть до двадцатого века носили точечный, очаговый характер. Это было вызвано тем, что общественное мнение и религиозные предписания были настроены в отношении женского спорта не слишком доброжелательно. Права женщин и мужчин сильно различались в самых разных областях. В частности, женщины даже в самых передовых государствах были ограничены в политических правах (не могли избирать и быть избранными), в правах наследования, в выборе профессии и сферы деятельности и проч. Лишь после длительной борьбы женщин за свои права и определенного перелома в общественном сознании женский спорт получил достаточный импульс для ускоренного развития.

Рост доходов населения. Для полноценного развития любительского и профессионального спорта в той или иной стране, формирования системы спортивного бизнеса, необходимо, чтобы население располагало достаточным уровнем благосостояния и денежных доходов. Люди должны иметь возможность приобретать спортивные товары и услуги, покупать билеты на стадионы и в спорткомплексы, оплачивать зарубежные турне, связанные со спортивным туризмом, проведением чемпионатов и Олимпиад. Как известно, даже в начале ХХ века далеко не все спортсмены (не говоря уже о зрителях) могли оплачивать расходы, связанные с поездкой на Олимпиаду [1]. Низкий уровень доходов и жизни населения препятствует развитию спорта и спортивного бизнеса в отдельно взятом регионе или стране.

Включение физической культуры и спорта в образовательный процесс. На рубеже ХХ века произошло повсеместное включение в учебный процесс физкультурно-спортивных дисциплин – гимнастики, фехтования, силовой подготовки. В этот период начинают появляться первые специализированные учебные заведения, которые стали готовить спортивных педагогов и тренеров. Формируется среднее специальное и высшее профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта.

Введение в учебный процесс физкультурно-спортивных дисциплин имело чрезвычайно важное значение для распространения знаний о спорте и здоровом образе жизни, для формирования многочисленных контингентов людей, любящих и понимающих спорт (болельщиков).

Развитие электронных СМИ. Важнейшей вехой в деле формирования массового спорта и увеличения зрительских аудиторий стало появление радио и телевидения. Репортажи в записи и прямые трансляции со спортивных арен многократно расширили контингенты болельщиков, сделали ведущие соревнования значимыми общественными и культурными событиями. Спортсмены и спорт заняли прочное место в фокусе общественного внимания, стали объектом исследований, аналитики и комментариев со стороны журналистов и спортивных обозревателей.

Вместе с тем электронные СМИ сформировали новое направление спортивного бизнеса, представляя спортивные события и соревнования не просто в виде развлекательных передач, но в качестве коммерчески прибыльных проектов, которые за счет рекламы стали теми протянутыми руками, которые соединили экономические интересы спорта и бизнеса.

Распространение идей здорового образа жизни. Благодаря достижениям науки и повсеместному распространению образования, идеи здорового образа жизни стали овладевать массами в разных странах мира. В 1950-х годах учеными было установлено, что курение способствует раку легких и развитию сердечнососудистых заболеваний. В 1953 г. в США впервые в истории снизилось потребление сигарет. Было также эмпирически доказано вредное влияние на организм алкогольных напитков, наркотиков, недостаточности двигательной активности. Альтернативой вредным привычкам и ожирению выступил спорт и здоровый образ жизни, который к началу XXI века стал интенсивно распространяться среди всех категорий населения. Такую «инициативу снизу» поддержал спортивный бизнес, который обеспечил достаточное предложение спортивных товаров и услуг.

Важным фактором развития спортивного бизнеса стали политические перемены в странах бывшего социалистического лагеря. Такой вид спортивного бизнеса как профессиональный спорт существовал в этих странах всегда, однако носил нелегитимный, теневой характер. Профессиональные атлеты выступали де-юре в статусе любителей, хотя на самом деле спорт являлся их профессией и именно в качестве профессионалов они получали свои зарплаты и премиальные.

Переход на рыночные принципы все расставил на свои места – профессиональные атлеты стали выступать в ранге профессионалов и спортивных предпринимателей, заняв свое законное место в структуре спортивного бизнеса.

Таким образом, институциональные и социальные перемены в обществе, технические и технологические инновации выступили платформой для динамичного развития спортивного бизнеса, который стал обслуживать потребности и интересы огромных масс людей и предприятий. Массовость и повсеместность распространения спорта в современном мире сделали спортивный бизнес не просто одним из видов предпринимательской деятельности, но вывели его в число лидеров новой экономики.

 

[1]  Так, на Олимпиаду в Сент-Луисе (США), проходившую в 1904 году, не смогли прибыть из-за высокой стоимости билетов атлеты из Великобритании, Германии, Греции, Австро-Венгрии, Швейцарии. Из 625 спортсменов (в том числе 8 женщин), 533 представляли команду США.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.