Распределение прав собственности на спортивный продукт

Права собственности

Права собственности

В спортивной индустрии действует множество компаний, производящих самые разнообразные изделия. Одни производят какие-либо товары (спортивную обувь, одежду, тренажеры, экипировку), другие – нематериальные продукты, которые нельзя потрогать, подержать в руках. К числу последних относятся услуги спортивного шоу-бизнеса, связанные с показом выступлений атлетов, предоставлением визуальной и аудиоинформации и т.д.

Помимо товаров и услуг, на рынках спортивной индустрии обращаются и другие специфические продукты, относящиеся к группе объектов интеллектуальной собственности. Это особые права на постоянное или временное владение такими нематериальными активами как торговые марки, коммерческие названия, фирменный стиль, телевизионные или радиопередачи, спортивные соревнования. В спорте высоких достижений реализация прав на спортивное событие является одним из основных источников доходов атлетов и спортивных организаций.

Естественно, что каждый товар, эксклюзивное право или услуга имеют своего собственника, то есть то лицо, которое вправе на законных основаниях ими владеть и распоряжаться. В случае с материальными товарами все более или менее понятно – право собственности на них имеет то лицо, которое оплатило их покупку или же получило в дар. Любое завладение товарами или имуществом владельца без его согласия расценивается как нарушение прав собственности и квалифицируется как преступление.

Несколько сложнее обстоит дело с товарами, которые не имеют вещественной формы – услугами, правами, информацией и прочими нематериальными активами. Установление факта несанкционированного использования нематериальных активов посторонними лицами  — часто гораздо более сложная задача как раз из-за невещественной формы продукта. Трудно, например, обвинять человека в краже спортивной услуги, если он смотрит футбол не с трибуны стадиона, а с балкона высотного дома, расположенного по соседству. И, тем не менее, здесь уместен вопрос: имеет ли право посторонний зритель наблюдать спортивное зрелище бесплатно, тогда как за просмотр назначается определенная сумма?

Для профессионального спорта проблема владения теми или иными правами на спортивный продукт является краеугольной, так как только легитимный владелец может ими распоряжаться по своему усмотрению. Но в спортивном соревновании и постановке спортивного зрелища задействовано множество лиц, претендующих на часть прибыли от показа зрителям шоу. К числу таких лиц относятся спортсмены и тренеры, владельцы спортивных сооружений и организационные комитеты, национальные и международные спортивные федерации, профессиональные лиги и союзы, агенты атлетов и спортивные клубы, спонсоры и бизнес-структуры.

Казалось бы, зачем основным действующим лицам спортивного шоу – атлетам, передавать свои исключительные права на показ соревнований кому-либо? Ведь вместе с передачей прав спортсмены лишаются части своих доходов. На деле получается, что атлет, участвующий в соревнованиях высокого уровня шагу не может сделать по собственному усмотрению – например, одеть тренировочный костюм или обувь «не того» производителя или размещать на себе торговые марки личных спонсоров. Все права и рекламные возможности оказываются уже зарезервированными какими-либо третьими лицами, которым и достается львиная доля доходов.

Сложившуюся в спортивной индустрии ситуацию с правами на зрелище можно объяснить следующим образом. Во-первых, для проведения на высоком уровне регулярных чемпионатов страны, континента или мира нужны надлежащие условия – оформлено членство команд в соответствующей федерации или лиге, установлены правила игры и судейства, прописаны процедуры разбора жалоб и конфликтных ситуаций. Необходимы также регламенты проведения первенств и чемпионатов, определены права и обязанности сторон, зафиксированы экономические и правовые процедуры, признаваемые всеми участниками физкультурно-спортивных отношений.

Иными словами, нужны специализированные организации с постоянным штатом сотрудников, которые бы выполняли вышеперечисленные функции. Понятно, что даром работать никто не готов. Поэтому необходимо позаботиться о финансировании таких структур.

Содержание национальных или международных спортивных организаций может осуществляться двумя путями:

1.    на средства членов федерации (за счет членских взносов);

2.    путем самофинансирования (за счет собственной предпринимательской деятельности.

Современные спортивные федерации используют, в основном, смешанные варианты с акцентом на инициативную предпринимательскую деятельность. Экономической платформой для такой деятельности являются некоторые эксклюзивные (то есть принадлежащие им и ни кому более) права, которыми наделяют федерацию ее члены. Например, футбольные клубы, участвующие в регулярном чемпионате страны под эгидой Премьер-лиги, делегируют соответствующей федерации право на продажу спортивного зрелища как единый пакет медийным компаниям. То есть для того, чтобы вести прямые трансляции или запись матчей со спортивных арен, вещатели должны выкупить соответствующие права у владельца – в данном случае национальной спортивной федерации. Денежные средства, полученные от продажи прав телевизионным, радио и интернет-вещателям идут на содержание самой федерации и прочие уставные цели.

Вторым важным моментом является то обстоятельство, что при участии в Олимпиадах представители того или иного вида спорта должны в обязательном порядке делегировать МОК все права на рекламу и трансляцию спортивного продукта на установленный заранее период. В свою очередь, перераспределяет права по различным видам коммерческой деятельности между собой, Оргкомитетом по проведению Олимпиады и Национальным олимпийским комитетом в определенном соотношении. Так, существует три подразделения прав в пределах Олимпийского Движения:

—  Оргкомитеты по проведению Олимпиад имеют право осуществлять сборы с компаний, изготавливающих сувениры, касающихся Игр. Эти компании оплачивают лицензионный платеж в размере от 10 до 15% прибыли от реализации продукции (обычно это товары типа талисманов, футболок, атрибутики, значков);

—  Национальные олимпийские комитеты получают право на лицензирование компаний, использующих изображения национальных Олимпийских делегаций, спортсменов и тренеров, входящих в состав Олимпийских команд. Кроме того, лицензированию подлежат все товары, содержащие Олимпийские символы и талисманы, предназначенные для продажи в собственной стране;

—  Международный олимпийский комитет оставляет за собой право использовать ограниченную международную программу лицензирования в некоторых категориях – для кинофильмов, видеофильмов (на любых носителях), компьютерных игр (с использованием Олимпийских символов и антуража Игр) и некоторых других средств информации.

Помимо этого, МОК резервирует за собой право на отчисления от продажи билетов на спортивные соревнования и церемониальные события Олимпийских Игр. Из дохода от продажи билетов 1/20 часть (5%) поступает в распоряжение МОК.

Аналогичным образом действуют и другие крупные организаторы соревнований – будь то Кубок Европы в футболе, Кубок Дэвиса в теннисе, гонки Формулы-1 в Монако или игры Евролиги ULEB в баскетболе. Спортсменам и спортивным клубам приходится идти на разумный компромисс в части предоставления эксклюзивных прав своим федерациям и организаторам турниров. Уступка части прав собственности на спортивный продукт освобождает атлетов и их клубы от множества несвойственных им функций. Следует отметить, что получение прибыли на продаже билетов и прав трансляций вещателям – очень специфический вид коммерческой деятельности, успешно заниматься которым под силу далеко не каждой спортивной организации. В этом мы убедимся, рассмотрев ниже медийный и билетный бизнес в сфере спортивной индустрии.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.