Спортивная аналитика как понятие

Для того, чтобы лучше понять, что собой представляет современная спортивная аналитика, начнём с общих определений и краткого рассмотрения этапов её развития, то есть пойдём от простого к сложному. Существует два подхода к определению понятия спортивной аналитики. Первый подход — это трактовка в узком смысле. Например, спортивной аналитикой считают только специализированные статьи или репортажи обозревателей, комментаторов, журналистов или научных работников.

Другой подход — это рассмотрение спортивной аналитики в широком смысле. В этом ракурсе спортивная аналитика – комплексное понятие, включающее в себя сбор, обработку и представление в удобной форме данных о физической активности индивидов и их функциональном состоянии, спортивных событиях, игровых взаимодействиях, а также о явлениях, с ними связанных. Речь, в частности, идёт о спортивной индустрии, беттинге, спросе и предложении на спортивные продукты, о трафике болельщиков и интернет-пользователей в спортивных СМИ, о спортивном маркетинге и проч.

Спортивная аналитика появилась и стала развиваться уже достаточно давно, но лишь с появлением новых цифровых технологий получила мощный импульс для повседневного внедрения и практического использования.

Если коротко представить этапы развития спортивной аналитики, то они берут своё начало со времён Древней Греции и античных Олимпиад. В те времена победитель в беге определялся на глаз – причём только один; поскольку тогда ещё не практиковалось определение трёх лучших атлетов. Замеры времени на короткие дистанции было произвести сложно – здесь нельзя было использовать водяные или песочные часы. Схватки в борьбе и панкратионе осуществлялись без подразделения на весовые категории, или это деление осуществлялось произвольно, без жёстко установленных критериев. В тренировочных процессах каждый исходил из личных предпочтений. Но уже тогда стали появляться и внедряться в практику первые элементы спортивной аналитики – измерение веса спортивных снарядов, нормирование их материала и диаметра (например, дисков для метания), унификация расстояний для бегунов, измерение длины и высоты прыжков и т. д. Уже во времена Античности были попытки изобрести первые шагомеры, которые нужны были не только атлетам, но купцам, воинам, составителям карт местности. Для хронометража и засечек времени использовали различные конструкции часов — солнечных, песочных, водяных, механических

Искали и находили наши далёкие предки и взаимосвязь между физической нагрузкой, едой, образом жизни и здоровьем. Для этого они пытались собирать и систематизировать данные о системах воспитания (например, спартанской или афинской), тренировках, соревнований, о влиянии физической нагрузки на продолжительность жизни, на заболеваемость, ожирение, творческую активность. Для фиксации такого опыта и наработок необходима была письменность, система счёта, записи и передачи информации.

Второй этап развития спортивной аналитики наступает в середине XIX века с появлением газет и распространением многих видов спорта по различным странам и континентам. В печатных изданиях начинают публиковаться аналитические заметки спортивных комментаторов, журналистов, организаторов спорта, тренеров с обзорами, прогнозами, исследованиями состава команд, спортивной статистикой.

Появление общедоступного радио и телевидения в первой половине ХХ веке можно классифицировать как третий этап в развитии спортивной аналитики. Во второй половине ХХ-го столетия массовый и большой спорт становится объёмным общественным феноменом и прибыльным бизнесом, в который были вовлечены миллионы людей во всём мире. К процессу развития спортивной аналитики подключилась наука. Компании-производители спортивных товаров, услуг и информации стали проводить в области спорта серьёзные маркетинговые исследования, стремясь спрогнозировать будущий спрос и опередить конкурентов.

В планировании соревнований, посещаемости спортивных объектов, вещании различных типов всё больше на спортивную аналитику и маркетинг стали опираться МОК, Международные спортивные федерации, профильные национальные министерства и ведомства. Игроками спортивного рынка стала регулярно собираться и анализироваться спортивная статистика.

Естественно, в это время существенно обновилась техническая, а также технологическая база измерений и представления информации. На стадионах и иных спортивных сооружениях стали применяться световые табло для отображения результатов и вспомогательной информации. Атлеты постепенно перешли от ручного хронометрирования к электронному. На телевидении, а затем и на стадионах стали применяться видеоповторы, которые были узаконены ФИФА на ЧМ-2018 в России (система помощи арбитрам VAR). С 2001 года на теннисных соревнованиях стал использоваться программно-технический комплекс «Соколиный глаз» (Hawk-Eye). В последние годы шлемы арбитров в хоккее стали снабжаться видеокамерами, не говоря уже про голосовую связь между членами судейской бригады, которая стала повседневностью.

На современном этапе развитых интернет-технологий системы спортивной аналитики стали доступны и массовому пользователю, физкультурникам и спортсменам-любителям. Теперь практически каждый человек может купить себе недорогие и качественные носимые гаджеты в виде умных часов или фитнес-трекеров, которые в автоматическом режиме собирают и визуализируют через приложения информацию о количестве пройденных шагов, сожжённых калориях, о продолжительности лёгкого и глубокого сна, частоте сердечных сокращений, скорости перемещения и прочих параметрах.

В целом спортивную аналитику можно подразделить на 4 больших кластера (см. схему на рис.1).

Рис.1. Укрупнённые кластеры спортивной аналитики

Рис.1. Укрупнённые кластеры спортивной аналитики

Персональная спортивная аналитика охватывает такой массовый сегмент рынка, как медико-биологическое направление, тренерский анализ, оцифровка здорового образа жизни, фитнеса, антиэйджа. Носимые гаджеты позволяют сопрягать трекеры с системами телемедицины и мониторинга здоровья, что вносит организационно-управленческую компоненту в распорядок дня, выстраивание диет, поддержание оптимального веса.

Коммерческая спортивная аналитика тесно соприкасается с маркетингом и элементами бизнес-деятельности компаний. С её помощью можно прогнозировать и планировать производство традиционных и инновационных продуктов, тенденции моды, увеличения или снижения спроса, отдачу от рекламы на разных носителях и т. д.

Некоммерческая спортивная аналитика вбирает в себя кластеры, напрямую не связанные с предпринимательской деятельностью — такие, как управление спортом на государственном или муниципальном уровне, спортивная статистика, волонтёрство, благотворительность, обеспечение антитеррористических мероприятий и безопасности на стадионах, спортивных трассах, в местах массового скопления любителей спорта.

Командно-игровая и соревновательная аналитика интегрирует в себя различные компании, занимающиеся информационным обеспечением руководства клубов о полезности игроков, количестве передач, стандартных положений, ударов в створ ворот и проч. В этот сегмент также входят программные и аппаратные комплексы для измерения скорости атлетов и спортивных снарядов, системы позиционирования, замедленных повторов, использования игровых симуляторов.

В зависимости от необходимости детализацию комплекса спортивной аналитики можно менять — например, производить классификацию по типам потребителей и рынков, по сложности и простоте устройств, по ценовым сегментам, по возрастным группам, по профессиональной направленности и т. д.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.