О происхождении названия Аношкино

Аношкиносело Лискинского района Воронежской области, тянется узкой полосой по левому берегу Дона на 4 км. Местный литератор И. Мокроусов так тепло говорит о нем:

На берегу красавца Дона,

Где воздух ландышем налит,

Где ручейки бегут со звоном.

Село Аношкнно стоит.

Есть предание о происхождении названия села, связанное с Петром Первым и ещё в XIX веке попавшее в краеведческую литературу. Предание говорит о том, что Петр во время следования по Дону сошёл на берег и встретил здесь небольшой поселок. Царю надо было кое-что расспросить о здешних местах. Объяснения ему взялся дать житель посёлка, старый солдат Онуфрий, которого в простонародье звали Аношкой. Старик солдат понравился царю за умное и толковое объяснение, и Петр якобы приказал: именовать впредь посёлок Аношкиным в честь солдата.

Легенда, пожалуй, донесла только одну правильную деталь: село действительно получило название по имени служилого человека, которого могли считать солдатом. Но возникло оно намного раньше и известно под таким именем задолго до Петра Первого. В 1647 году на правой стороне Дона была построена крепость Коротояк. Крепость вызвала в эти места приток населения. Рядом с ней всё меньше оставалось незанятой удобной земли для пахоты. А на другой стороне Дона, немного выше, находились земли Воронежского Покровского девичьего монастыря, которые не осваивались. Тогда-то нашелся в Коротояке удалой служилый человек Анофрий Голобоков, который собрал ватагу коротоякских жителей и людей, пришедших из северных уездов России, переправился через Дон, поставил дома недалеко от монастырской деревни Форосани (ныне — Старая Хворостань). Было это в 1659 году. С тех пор и существует село, которое получило название по Анофрию Голобокову —  Аношкнно. Уже в 1669 году (то есть за 3 года до рождения Петра Первого) составлялось описание укреплений Белгородской черты. Составитель описания А. Еропкин сообщал о поселившихся «за крепостями» (то есть за Доном) коротоякцах и называл населённые пункты, в которых они жили: «Село Аношкнно да три деревни: Мегенева, Коркина да Прогорелая».

Хозяева монастырской земли не давали спокойно жить пришельцам. Они писали жалобы местным властям н даже самому царю. Анофрий Голобоков не оставался в долгу. В 1664 году он собрал своих людей, напал на монастырскую деревнюФоросан и разорил её. Но и аношкинцам не всегда везло. В 1673 году на Аношкино налетели из степи кочевники, разорили селение, часть людей убили, часть увели в плен. Видимо, в этот раз и деревня Форосан пострадала от кочевников. Уцелевшие аношкинцы снова собрались на прежнем месте и возродили своё селение. Монастырь временно этому не препятствовал — не до того было. А может быть, считалось, что двум соседствующим деревням на «татарской» стороне Дона, «за крепостями» сподручнее будет вместе защищаться от кочевников.

Когда же в конце апреля 1696 года Пётр Первый прошёл на галере «Принципиум» по Дону, следуя с флотом, построенным в Воронеже, «добывать Азов», он село Аношкнно просто не заметил: царь спешил к морю.

Легенда, говорящая о том, что имя селу присвоено Петром Первым, была создана как своеобразная защита на случай, если бы монастырские хозяева сумели добиться права согнать аношкинцев с земли. Одновременно она обеляла основателя села Анофрия Голобокова, возвышала его.

См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.24-25.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.