Меры законодательной и исполнительной России по сокращению потребления алкоголя и развитию спорта в стране дают свои позитивные результаты – всё меньшее количество россиян увлекаются крепкими горячительными напитками, пивом и вином. Не меньшее (а, может, и гораздо большее) влияние на умонастроения наших сограждан оказывает вновь формируемая экономическая, культурная и социальная среда. Теперь молодёжь изменяет свои предпочтения, справедливо полагая, что успешной карьере и сохранению здоровья алкоголь наверняка не поможет. Да и старшее поколение постепенно осваивает фитнес-клубы, утренние и вечерние пробежки, оздоровительные практики и правильное питание.
Лучшей антирекламой спиртному являются опустившиеся люди, алкоголики, имевшие таланты и подававшие надежды, бомжи и нищие, обитающие в подвалах и ночлежках. Их внешний вид и поведение ежедневно напоминают россиянам о рисках чрезмерных возлияний. В обществе зреет понимание того, что алкоголь активно содействует не только крушению надежд и потере работы, но и распаду семьи, социальной и культурной деградации.
Совокупность перечисленных нами факторов действует настолько мощно, что правительство в 2015 году решило снизить цены на алкоголь, опасаясь обвального падения рынка водки и прочих веселящих напитков. Но набранные темпы отказа от алкоголя в России превосходят самые смелые ожидания. Так, в 2013 году потребление алкогольных напитков в нашей стране, сократилось по сравнению с 2012 годом на 13%. Причём в 2013 году средний уровень потребления алкоголя составил примерно 13,5 литра на душу населения. В то же время в 2012 году этот показатель равнялся 15,6 литра, а в 2010 году годовое потребление алкоголя в России составляло около 18 литров на душу населения.
Положительная динамика продолжилась и в 2014 году. Из-за социально-экономических факторов и распространения идей здорового образа жизни производство водки в России в 2014 году снизилось на 22,5% по сравнению с 2013 годом, составив 67,6 млн декалитров). Некоторые эксперты полагают, что указанная позитивная динамика отчасти вызвана переходом части алкогольного рынка в тень. Однако на наш взгляд, этот фактор несущественен, так как теневой рынок алкоголя также сокращается. Таким образом, по итогам 2015 года мы можем стать свидетелями выхода России из десятки самых пьющих стран мира.