Выше мы обозначили основные группы участников системы промышленного туризма, каждая из которых имеет свои интересы. Теперь поговорим более подробно о каждой из сторон процесса, проанализируем комплексы коммерческих и некоммерческих интересов.
Рассмотрение начнём с принимающей стороны, то есть тех предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, которые являются производителями туристического продукта, источниками технологий, информации познавательного и научно-популярного характера.
В чём состоит интерес компаний из сферы бизнеса и некоммерческого сектора? Многие руководители предприятий, не вовлечённые в систему промышленного туризма, считают, что туристы и экскурсанты – сплошная головная боль; от них одни проблемы и неприятности. Данная позиция является глубоко поверхностной и ошибочной, но стереотипы и предрассудки здесь довольно сильны.
Попробуем разложить по компонентам систему взаимодействия «производитель – потребитель» в промышленном туризме. При этом выделим две сложившиеся модели работы с потребителями промышленных туров – коммерческую (самоокупаемую) и некоммерческую (инвестиционную).
Коммерческая модель превалирует, в основном, в малом и отчасти среднем бизнесе. Владельцы звероводческих и животноводческих ферм, садов с экзотическими растениями, мастерских народных промыслов, пивоварен, кузниц, пекарен, частных бизнес-музеев и культурно-исторических анклавов взимают плату с туристов, и таким образом повышают рентабельность основного бизнеса. Для малых городов России и небольших поселений с глубокими производственными традициями (в изготовлении украшений, народной одежды, музыкальных инструментов, платков, посуды, гончарных изделий и проч.) промышленный туризм становится хорошим подспорьем в возрождении ремёсел, ткацких, стеклодувных, бондарных, деревообрабатывающих, художественных промыслов, в деревянном зодчестве, иконописи и многом другом.
На рис.3 схематично показаны три группы коммерческих эффектов от интеграции в существующий бизнес модели промышленного туризма. Подобно тому, как многие предприниматели ещё десяток лет назад не видели пользы от вебсайтов, дававших обратную связь с потребителями и выполняющих промо-функции, так и сейчас, наступает эпоха постепенного прозрения владельцев бизнеса, осознающих позитивные эффекты от промышленного туризма.
Бизнесмены малого и среднего масштаба всё более проникаются истиной, что заключение сделки купли-продажи изготовленного продукта – это не одномоментный процесс. Для того, чтобы покупатель приобрёл продукт, его нужно к этому соответствующим образом подготовить – проинформировать о существовании данного товара или услуги, рассказать о свойствах, качествах, цене, дать попробовать, сравнить с конкурирующими изделиями. Иными словами, необходимо в обычных условиях потратиться на рекламу, сэмплинг, продвижение торговой марки, имиджа производителя.
Промышленный туризм отчасти снимает данные затраты и проблемы. Туристы и экскурсанты, увидевшие всё своими глазами, пообщавшись с персоналом и специалистами предприятия, формируют собственное положительное мнение, снимают сомнения и подозрения, рассказывают о компании и продукте своим друзьям и знакомым, пишут о визите в социальных сетях, выкладывают в Интернете видео и фотографии. И всё это бесплатно для принимающей стороны.
Для крупных предприятий, организаций и учреждений денежный мотив может и не являться движущим интересом в промышленном туризме (см. рис.4). На передний план могут выступать соображения иного порядка – представление широкой общественности корпоративных музеев, имён и судеб основателей бизнеса, сложившихся традиций качества, презентация инноваций и научно-исследовательских разработок, знакомство с выставками и тематическими экспозициями (как в физическом, так и в онлайновом виде).
Рекламные и имиджевые эффекты от промышленного туризма могут быть сопоставимы по масштабу со спонсорскими проектами, особенно если туристический и экскурсионный менеджмент находится на высоком уровне.
Кроме того, необходимо подчеркнуть и тот факт, что промышленный туризм играет огромную роль для собственного персонала компании, в формировании сплочённой команды, в корпоративном обучении, в прославлении трудовых династий, в профориентации молодых людей. Но подробнее к этой теме мы вернёмся ниже.