О том, что пенсии в России будут в ближайшей перспективе снижаться темпом в 0,5% годовых – заявил министр труда РФ Максим Топилин. В частности, он указал: «Реальная пенсия будет, может, где-то на полпроцента уменьшаться каждый год только за счёт того, что мы индексируем пенсию только работающим». При этом глава Минтруда уточнил, что ныне в нашей стране насчитывается около 30 млн. неработающих пенсионеров и 10 млн. – работающих. Средняя величина пенсии по отношению к зарплате составляет 35,2%.
Как следует оценивать заявления Максима Топилина – как глупость, которая взбудоражит общественное мнение, как констатацию факта или же как тревожную реальность, по которой следует принимать неотложные решения?
Первый вариант, предполагающий, что М. Топилин совершил простую оплошность, следует отвергнуть, что называется, с порога, так как о сложившемся положении министр докладывал однопартийцам и тщательно продумывал содержание своего сообщения.
Таким образом, следует взять за основную версию, согласно которой М. Топилин не хотел бы брать на себя ответственность перед населением, скрывая истинное положение вещей.
А оно таково, что экономического роста в стране нет уже несколько лет, и даже напротив, наблюдается хозяйственный спад. Отсюда вывод: денег в бюджете и Пенсионном фонде России больше не стало, доходы населения снижаются, а количество пенсионеров растёт нарастающим темпом. И если не предпринимать экстраординарных мер, положение в сфере пенсионного обеспечения будет быстро ухудшаться.
Но быстро решить проблему с пенсиями весьма сложно из-за предстоящих выборов 2018 года, когда Владимир Владимирович пойдёт на свой очередной президентский срок. Заявить о повышении пенсионного возраста сейчас – значит снизить свои шансы на избрание.
Но даже решительное повышение пенсионного возраста, ограничения или отмена пенсий работающим и хорошо зарабатывающим пенсионерам не решит проблемы. Например, неясно, как будут искать и находить достойную работу люди после 50-ти и даже 60-ти лет, ведь работодатели ныне не горят желанием брать на работу возрастных сотрудников. Да и силы у стареющей рабочей силы уже не те – на рабочие места с интенсивным трудом люди предпенсионного возраста почти не идут.
На радикальные меры наше правительство и законодатели пока не готовы – например, на добровольный отказ от пенсионного обеспечения для лиц, решивших обеспечивать себя в будущем самостоятельно (как в Китае, где население либо копит на старость, либо рассчитывает на детей и родственников). Не видно пока телодвижений и в сторону урезания пенсий бывшим депутатам, чиновникам, судьям, силовикам. Видимо, это будет происходить без лишнего шума, когда инфляция незаметно обесценивает пенсии всех категорий.