Современная вузовская, прикладная и академическая наука в России испытывает значительные затруднения в плане обменов идеями, опытом, знаниями и инновациями. Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, следует отметить, что количество монографий на полках книжных магазинов значительно сократилось. В эпоху рыночной экономики, где правит бал прибыль, торговать научной литературой без соответствующих налоговых льгот убыточно как для издательств, так и для ритейлеров. И это понятно, так как круг читателей монографической литературы довольно узок. К тому же этот узкий круг потребителей далеко не всегда платежеспособен. Я имею в виду студентов, аспирантов, преподавательские и исследовательские контингенты.
С учебной литературой дело обстоит значительно лучше, но и здесь имеются свои подводные камни. Широкому проникновению полезных знаний мешают высокие цены на книжную продукцию и научную периодику. Если в советское время большинство семей выписывало журналы «Наука и жизнь», «Техника-молодежи», «Изобретатель и рационализатор», «Химия и жизнь», «Эко» и им подобные, то теперь об этом говорить не приходится.
Почти перестали публиковаться для широкой аудитории книги научно-популярного характера. Причина все та же – не хватает рекламы и статусной поддержки науки, что негативно влияет на спрос и интерес со стороны молодого поколения.
Второй момент, который хотелось бы упомянуть, касается системы оценки результатов работы любого члена научного сообщества. Каждый ученый, преподаватель, аспирант, исследователь должен, как мне представляется, выкладывать на своем персональном сайте учебные и научные материалы по принципу «urbi et orbi» для бесплатного пользования.
Предвижу возражения коллег, которые часто противятся тому, чтобы делать приложения к рабочим программам в виде текстов лекций. Якобы тогда формируется ситуация, когда мы таскаем для кого-то каштаны из огня. Да и авторское право нарушается. Это, на мой взгляд, ребячество. Дельные лекции или научные материалы интернет-поисковики сразу индексируют как оригинальные по дате опубликования. Соответственно, формируется и приоритет. А примитивные заимствования без ссылок на автора можно выявить при помощи соответствующих прикладных программ типа «Антиплагиат».
Публикуя свои научные и учебные разработки на персональных вебсайтах, члены научного сообщества могут также легче обрести контакты с коллегами из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья, так как конференции ныне проводятся не часто, а командировочные оплачивают не всегда и не всем. В то же время потребность в контактах достаточно большая. Дельные замечания, рецензии, советы и критика коллег могут придать дополнительный импульс самостоятельным и коллективным исследованиям.
Хотелось бы также упомянуть о формировании института научной репутации и рейтинга ученых, который имеет в своей основе оценку коллег по цеху, а также студентов и аспирантов. На основе рецензий и отзывов коллег, посещаемости сайта и цитируемости автора можно формировать гораздо более валидное мнение, чем простое количество публикаций. Иными словами, оценивать следует по принципу, рекомендуемому еще Петром I: «Дабы дурость каждого видно всякому было».
Кто же должен обеспечить персональными сайтами российский преподавательский, аспирантский и исследовательский корпус? Мне представляется, что организационное начало остается за Министерством науки и образования. К этой работе также следует подключиться вузам, НИИ, РАН и отраслевым академиям наук. Полагаю, что больших денег это не потребует, зато привнесет в работу российской науки и образования много полезных эффектов, которые впоследствии продемонстрируют свой мультиплицирующий характер.