Отставка лидера справедливороссов С.Миронова с поста спикера Совета Федерации заставила руководство и рядовых членов партии переосмыслить многие подходы в своей повседневной деятельности и политической борьбе.
Кадровая политика, осуществляемая С.Мироновым в предыдущий предвыборный цикл, не была тщательно продуманной и выверенной. В «Справедливую Россию» набирались люди по принципу известности и узнаваемости лиц. Чаще всего таковыми оказывались депутаты-перебежчики из партий, где их личные и внутрипартийные перспективы были не слишком радужными.
Избиратели этот момент немедленно отфиксировали, посчитав, что создается новая синекура для людей, которые достаточно быстро сменили политические предпочтения ради новых депутатских мандатов. Во многом именно этим обстоятельством объясняется невысокий рейтинг «Справедливой России», которая с большими усилиями набирала минимум голосов избирателей для прохождения в Государственную Думу.
Были у избирателей и серьезные подозрения в том, что «Справедливую Россию» специально создавали по указке Кремля, для того, чтобы отобрать голоса у КПРФ. Коммунисты не простили С.Миронову роли троянского коня и дружно поддержали его отставку. Не остался в стороне и В.Жириновский, который обвинил Миронова и «Справедливую Россию» в некомпетентности, политической бутафории и прочих грехах.
В итоге на предстоящие выборы в Госдуму справедливороссы идут со следующими ресурсами. По данным ВЦИОМ, рейтинг «Справедливой России» в июле-августе 2011 г. составляет от 3 до 4 процентов, а попадание партии в состав Думы VI созыва вообще стоит под вопросом. И это при том, что еще в апреле этого года рейтинг «Справедливой России» составлял 9,8 процентов, а количество завоеванных депутатских мандатов должно было составить 38 – на десять меньше ныне существующего представительства.
Слов нет, у С.Миронова и других соруководителей партии «Справедливая Россия» есть над чем подумать. Какое решение по стратегии осуществления предвыборной кампании будет выбрано – пока не вполне понятно. Объединение усилий с КПРФ, которое предложил Н.Левичев, выглядит не очень логично, так как идеологическая платформа коммунистической партии также строится на основе отрицания либеральных моделей рынка и социальной справедливости. Избиратель в такой неопределенной ситуации будет скорее голосовать за КПРФ, чем за «Справедливую Россию».
Кроме того, альянс с коммунистами будет базироваться на совместной критике «Единой России» и политического руководства страны. Полагаю, что основным бенефициаром такого союза также станет КПРФ, которая позволит справедливороссам таскать для себя каштаны из огня. Из тех голосов, которые оппозиция сможет отжать от «ЕдРа», справедливороссам достанутся крохи. Те цифры, которые называет депутат-справедливоросс Т.Москалькова (35 процентов поддержки совместно с коммунистами) выглядят явно завышенными. Кроме того, они относится к тем временам, когда в арсенале «Справедливой России» был значительный административный ресурс. Осенью этого года на него уже рассчитывать не приходится. Скорее, наоборот. Административный ресурс будет в полном объеме действовать против «Справедливой России» и в рекламных акциях, и в части компроматов, и в части борьбы средствами «черного пиара». М.Прохоров уже столкнулся с чиновничьим произволом, когда его оплаченную рекламу стали в массовом порядке снимать со щитов в разных регионах страны. Возможно, схожие проблемы скоро начнет ощущать «Справедливая Россия».
Нельзя, правда, не отметить тот козырь, который имеет на руках «Справедливая Россия». Отставка с поста председателя Совета Федерации имеет несомненный плюс в том плане, что в глазах избирателей такое грубое увольнение — это явный перебор. Несправедливо обиженные у нас в почете. Сумеет ли воспользоваться этой отставкой Миронов, собирая сочувствующих под свои знамена – это интересный вопрос.
В определенной мере осложняет задачу преодоления 7-процентного барьера «пятая колонна» депутатов от «Справедливой России», проявившая себя в период отстранения С.Миронова от должности в Санкт-Петербурге. Это не просто разовый всплеск оппортунистических настроений в отдельно взятом регионе. Это показатель того, что впопыхах набранных членов партии легко сподвигнуть на радикальные решения за какие-то будущие дивиденды.
Возможно, С.Миронов уже пережил некий катарсис, обрел душевное спокойствие и хороший настрой на предстоящую политическую борьбу. Его критические стрелы могут быть весьма опасны для «Единой России», так как С.Миронов многое знает о способах принятия решений, о закулисных делах чиновников высокого ранга в столице и на местах. Если это знание трансформируется в осмысленную кадровую политику и выверенную предвыборную стратегию, борьба за депутатские мандаты может быть для партии весьма продуктивной.