Рассматривая современную индустрию спорта в нашей стране, мы не можем оставить без краткого анализа этапы становления экономики спорта в России как в аспекте научно-практического знания, так и системы хозяйственной деятельности.
Исторически первым этапом развития экономики спорта в России стал период формирования инициативного (некоммерческого, основанного на частной инициативе) и циркового (коммерческого) спорта. В XIX веке происходит становление двух базовых моделей организации физкультурно-спортивной деятельности, которые впоследствии станут взаимодействовать и конкурировать друг с другом. Таковыми выступили модель профессионального (оплачиваемого) и любительского (неоплачиваемого, инициативного) спорта.
По канонам коммерческого спорта стало развиваться силовое направление, культивируемое под эгидой передвижных артистических трупп и стационарных цирков. Знаменитые борцы Иван Поддубный и Иван Заикин («Король железа»), силовой шоумен Александр Засс («Железный Самсон») вышли из недр циркового спорта. Экономической платформой их деятельности был шоу-бизнес, когда публика оплачивала зрелище (подробнее см. Цирковой атлетизм).
Что же касается второго направления – некоммерческого и инициативного спорта, то оно функционировало на иных принципах – за счёт самофинансирования и членских взносов участников. На данном этапе, который продлился до начала ХХ века (примерно до 1910-х гг.), осуществлялось становление и строительство начальной спортивной инфраструктуры, спортивного образования, производства спортивной амуниции и экипировки.
Конечно, в плане становления профессионального спорта могут возникнуть возражения. Например, одно из них состоит в том, что любительский спорт может легко трансформироваться в коммерческий (профессиональный), если игроки начинают делать ставки на выигрыш — будь то скачки, шахматы, кулачные бои, единоборства, лапта или городки. Да и карточные игры были невероятно развиты в России в XIX веке — в них также были профессиональные игроки (если кто-то думает, что карточные игры — это не спорт, то он ошибается, поскольку Минспорт РФ официально зарегистрировал покер как вид спорта).
Вторым значимым этапом развития экономики спорта в России стала фаза включения в физкультурно-спортивную сферу государства с его организующей и регулирующей функцией. В 1913 году в Российской империи была введена должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения, а в феврале 1914 года при Главнонаблюдающем был создан Совет на базе образовательных и спортивных организаций (в том числе Российского Олимпийского комитета), в задачи которого входило развитие спорта и здорового образа жизни в стране.
После провальной для России Олимпиады-1912 в Стокгольме, спортивное движение в стране резко активизировалось. В 1913 году была проведена 1-я Российская олимпиада в Киеве (на первом в нашей стране стадионе «Русское поле»), а в 1914 году состоялась 2-я Российская олимпиада в Риге.
Но данный этап продлился совсем недолго из-за начала Первой мировой войны (авг. 1914 г.) и политических событий 1917 года, когда в стране произошло две революции и радикальным образом изменилось социальное устройство общества.
Третий этап развития экономики спорта прямым и непосредственным образом связан с государственным управлением и бюджетным финансированием. В связи с этим его можно назвать этатическим (от французского слова «этат» — государство). Продолжительность данного этапа весьма большая – с 1917 по 1989-92 гг.
Практически сразу после революционных событий в руководстве советской власти начались активные дискуссии – каким должен быть пролетарский спорт, за чьи деньги он должен развиваться? Поначалу выдвигалось несколько основных концепций.
Первая из них состояла в том, что советскому народу не нужен буржуазный спорт, в котором присутствует предпринимательство и жажда наживы. Спорт в республике рабочих и крестьян должен быть оздоровительным, полезным и не влиять негативно на организм занимающихся. Это направление стало называться медицинским.
Другие представители партии предлагали сосредоточиться на парадно-эстетическом спорте, на участии атлетов в физкультурно-спортивных парадах и спортивных праздниках. Это направление имело огромный пропагандистский и имиджевый потенциал.
При этом личные соревнования рекомендовалось не проводить, поскольку они воспитывали в физкультурниках и спортсменах дух индивидуализма. В коллективистской стране это было недопустимо по идеологическим соображениям.
Были и другие предложения, связанные с развитием национальных, военно-прикладных и технических видов спорта, политизированных подходов — как, например, сокольское движение Мирослава Тырша, пролетарского молодёжного спорта под эгидой комсомола и т.д.
В результате дискуссий и прений была предложена и реализована экономическая и социальная модель спорта как массового, непрофессионального, рабочего, финансируемого за счёт государства и предприятий, где работали физкультурники. На внешней арене в 1921 году был создан Спортинтерн, который противопоставлял себя буржуазным Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы.
Реализация этатической модели экономики спорта была остановлена глубоким внутренним конфликтом, последовавшем в 1936 и 1937 году. Как известно, в 1936 году Олимпиада состоялась в Берлине, а поздравлял олимпийцев с главной трибуны Адольф Гитлер. Тогда же, в 1936 году, соревнования атлетов стали транслироваться по телевидению. И в СССР заметили, насколько сильно действуют на массы достижения спортсменов-профессионалов. В пропагандистском плане отсутствие у СССР профессиональных атлетов, способных «утереть нос» западным странам раздражало Сталина и партийную элиту.
1937-ой год в значительной мере усугубил проблему отсутствия в стране атлетов-профессионалов. Приехавшая в СССР команда футболистов из Басконии стала буквально громить лучшие советские клубы. И это при переполненных стадионах, широких радиотрансляциях, насмешках в зарубежной прессе. Стало ясно, что СССР нужен элитный спорт, где выступали бы профессионалы, которые могли соревноваться на равных с лучшими спортсменами мира. Уже тогда, после встреч с командой Басконии, руководством страны было принято негласное решение о «государственном любительстве», то есть о создании профессионального спорта, закамуфлированного под любительский. Атлеты-профессионалы числились на предприятиях, в органах милиции, в авиации, в армии, получали зарплату по месту трудоустройства. Но вместо выполнения должностных обязанностей активно тренировались, ездили на сборы и соревнования.
В известной степени такое исключение из советской модели экономики спорта не одобрялось за рубежом, где наши атлеты выступали в ранге любителей – в том числе и на Олимпиадах (СССР передумал в 1952 году и вступил в МОК).
В период существования СССР в стране начинает формироваться не только масса болельщиков и потребителей спортивного продукта, но и развиваться научная, образовательная и исследовательская база спорта. Правда, экономика спорта как наука в данной системе была представлена весьма слабо — первое учебное пособие по экономике спорта выходит в СССР лишь в 1983 году (под ред. В.У. Агеевца).
В четвёртый этап развития экономики спорта страна вступила в 1989-1992 гг., когда вслед за перестройкой распался Советский Союз. Вставшая на рыночный путь Россия преобразовала и экономическую модель спорта. В новых условиях были легализованы доходы футболистов, хоккеистов, баскетболистов и представителей прочих видов спорта. Понятно, что в период завершения третьего этапа это было невозможно. Отъезд за рубеж таких спортсменов как Людмила Белоусова и Олег Протопопов (фигурное катание) взбудоражил страну. Спортивная эмиграция Александра Могильного вызвала уже меньший всплеск эмоций – его просто лишили звания заслуженный мастер спорта (1989). И почти как норму восприняли любители хоккея отъезд из страны в США Вячеслава Фетисова (в том же 1989).
В 1993 году был принят первый российский закон о физической культуре и спорте в виде «Основ законодательства РФ о ФиС» (в СССР законов о спорте не принималось). В 1999 году и 2007 гг. вышли новые варианты законов о физкультуре и спорте. Но в части экономики спорта данные правовые акты оказались декларативными.
В середине 1990-х и начале 2000-х годов в новой России осуществляется переход в образовательных стандартах и научных заделах в части пополнения кадрового потенциала экономики спорта и спортивного менеджмента. В физкультурно-спортивных вузах страны открываются соответствующие специальности, специализации, кафедры. Начинают защищаться кандидатские и докторские диссертации по спортивной рекламе, организации и управлению спортом, маркетинговым проблемам спортивной индустрии.
Однако в современной России искажённая модель профессионального спорта существует до настоящего времени. Она не вполне рыночная, так как допускает передачу профессиональным спортсменам и спортклубам денежных средств из бюджетов всех уровней, а также существует за счёт денег госкорпораций. Данная модель экономики спорта является нестабильной и финансово ущербной, так как напрямую зависит от воли политиков и олигархов. Надо сказать, что после 2014 года данная модель стала давать сильные сбои, вследствие того что российское государство стало экономить. Вероятно, в ближайшие годы российскому спорту придётся искать более успешную экономическую модель, в которой атлеты и клубы смогут деньги зарабатывать, а не просто получать извне. При этом внутренние трудности российской экономики спорта накладываются на внешнеполитические отношения.
В настоящее время, после 2014 года, в мировой и российской спортивной практике наблюдается пятый этап развития — этап бюрократизации мирового спорта, захват руководящих высот спортивным чиновничеством. Спортивные функционеры из Международного олимпийского комитета (МОК), Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), Международных спортивных федераций (МСФ) и Спортивного арбитражного суда присвоили себе право решать, кто из атлетов может выступать на ведущих спортивных соревнованиях, а кто нет. Кому-то позволено в официальном порядке принимать стимулирующие субстанции, а кого-то отстраняют по надуманным поводам (например, из-за наличия царапин на контейнерах для биопроб). Дискриминации подвергаются целые страны и виды спорта. Всесилие спортивных чиновников и функционеров становится максимальным за всю историю существования спорта. По-видимому, этот этап будет протекать очень болезненно (особенно для российских профессиональных атлетов и паратлетов, дискриминируемых на Играх-2016 в Бразилии и зимней Олимпиаде в Пхёнчхане в 2018 году).