Выбор вида лекции во многом зависит от численности и состава слушателей, их интересов, целей и установок. Преподавателю, читающему лекции, нужно понять, какая форма подачи учебного материала будет наиболее привлекательной для аудитории, отвечает её вкусам, пожеланиям и привычкам. Рассогласование формы лекции, избранной преподавателем, с интересами и ожиданиями слушателей, может привести к различным негативным проявлениям – начиная от постоянных разговоров и отвлечения внимания до явного игнорирования лектора, жалоб руководству и падения посещаемости до минимальных значений. Если лекции производятся на платной основе, падение доходов, популярности и авторитета лектора становятся неизбежными.
Конечно, не всё определяет и сам лектор. Он ограничен, как правило, в своём выборе лекционного помещения, составом слушателей (одна часть которых хочет получать знания, другая – коротает время), не всегда в аудитории имеется проекционное оборудование, есть возможность воспроизведения видео и звука. В огромном помещении, где читается лекция на микрофон для потока в 200 студентов, весьма ограничена возможность контроля слушателей на периферии.
Всё это так. Но к этому следует добавить и неготовность части лекторов работать по сложным сценариям.
Допустим, преподаватель приходит на установочную лекцию. Такая форма часто предусматривается учебными планами для обучения студентов заочного отделения. За три-четыре пары лекций преподаватель должен рассмотреть весь материал за семестр. Ясно, что сделать этого нельзя не только под запись, но и в форме устного (в том числе краткого) изложения. В данном случае лектор может воспользоваться двумя основными сценариями – либо самому выбрать материал из общего массива, либо предложить студентам задавать вопросы из предложенного к экзаменам перечня. Второй вариант для студентов предпочтительнее, но гораздо более сложен для лектора, поскольку требует от него отличного знания всего учебного материала. Неожиданные и сложные вопросы со стороны студентов могут вызвать затруднения у лектора и тогда его имидж и авторитет пострадают.
Поскольку состав слушателей может быть очень разным – начиная от абитуриентов, студентов-первокурсников, старшекурсников, заочников, магистров, аспирантов, коллег-преподавателей, специалистов-практиков (в бизнес-школах, ИПК и корпоративных университетах), лектору следует проработать несколько альтернативных сценариев подачи учебного материала. Иными словами, надо определиться с типом лекции (вводная, установочная, внеаудиторная, диалоговая, под видео и звукозапись, с возможным присутствием проверяющих или с посещением коллег и т.д.). Нужно быть готовым и к тому, что запланированное учебным отделом аудиторное помещение может быть недоступно (занято другой группой, ремонтироваться или оказаться запертым), что исключает использование наглядных пособий, проектора, компьютера или видеоматериалов. Такое нередко бывает тогда, когда лектор работает в сторонних организациях, в качестве совместителя или приглашённого бизнес-тренера.
Таким образом, уже на стадии подготовки к лекции преподавателю необходимо принять в расчёт возможные казусы, которыми изобилует наша жизнь. Замена аудиторного помещения, низкая явка или появление проверяющих не должно выбивать лектора из колеи. Ему следует ориентироваться на крайний, минималистский вариант, который может осуществиться. Но это не главное, а, скорее, разумная предусмотрительность.
Главное в другом. А именно в том, чтобы добиться соответствия лекции пожеланиям слушателей. И если для учащихся колледжей и студентов-первокурсников лекции под запись возможны и даже желательны (в плане отработки манеры быстрого письма и тренировки моторной памяти), то для студентов-заочников, слушателей ИПК и практических работников (сотрудников отделов маркетинга, финансов, права и т.д.), более предпочтительны лекции устные, с двусторонней коммуникацией, демонстрацией практических приёмов и технологий. Например, лекция по Интернет-трейдингу будет некачественной без демонстрации биржевых торгов в онлайн-режиме, при изучении технологий следования, или в построении дэй-трейдинга. То же самое можно сказать и про многие другие темы – начиная от создания торговых марок, веб-дизайна и заканчивая рекламой и практическим менеджментом.
Взрослые люди и зрелые специалисты, приходя на лекцию, обычно не хотят слушать долгих теоретических рассуждений, — особенно тогда, когда об этом можно просто прочитать в Интернете. Им необходимы практические навыки, выжимки из теоретических конструкций, которые незамедлительно продвинут их по карьерной лестнице и принесут зримые результаты.
Общий вывод из сказанного будет таков: лектору необходимо работать с конкретной аудиторией по различным технологиям, используя вариативные формы чтения лекций. Многие вузовские преподаватели допускают грубую ошибку, работая по накатанной схеме чтения лекций под запись для таких специфических контингентов, как слушатели ИПК, практические работники или старшекурсники-заочники. Игнорирование интересов и пожеланий обучающихся приводит к негативным последствиям.