Главное мировое событие июля 2018 года – чемпионат мира по футболу, проходящий сейчас в России. Этот глобальный спортивный форум настолько ярок и привлекателен для всех СМИ, что затмевает и оставляет в тени все прочие события спортивного мира, которые утопают в информационном океане нахлынувшего мундиаля.
Громкие и воодушевляющие победы футбольной сборной России резко поднимают дух нации, укрепляет веру людей в свои силы, порождают энтузиазм и желание новых побед – в том числе на экономическом, культурном, политическом поприще.
Всю эту гамму чувств, эмоций, гордости за свой народ испытывали наши героические бабушки и дедушки в июле 1938 года, когда состоялся потрясающий воображение 35-тысячный парад физкультурников на Красной площади. Тогда вся страна и мир воочию увидели достижения нового Советского государства, которое всего лишь за 20-летие своего существования добилась колоссальных успехов на ниве культурной революции.
Хотя и принято считать, что рекламы в Советском Союзе не было, на самом деле это не так. Просто это была не коммерческая реклама, призывающая купить товар, а социальная, имиджевая, воодушевляющая. К 1938 году Сталин уже отлично понимал пиаровскую и пропагандистскую роль парадов, шествий, выставок. Кстати, первые спортивные парады стали проводиться в стране с 1920-х годов, когда в Советской России ещё полыхала гражданская война. Они хорошо дополняли военные парады, кинофильмы, театральные и цирковые представления патриотической тематики, которых было тогда намного больше, чем теперь.
За три года до описываемого нами события, в 1935 году, была начата подготовка к открытию ВДНХ (тогда главная выставка страны именовалась ВСХВ), которая должна была показать достижения сельского хозяйства и продемонстрировать рекорды ударников-аграриев.
Но этого было недостаточно. Показать народу, что страна находится на правильном пути, что огромные людские и хозяйственные потери были не напрасными, надо было наглядно, красочно, с театрализованными эффектами, в атмосфере праздника и растущего патриотизма.
Физкультурно-спортивные парады в этой связи оказывались чрезвычайно полезными и практически значимыми. Их основные задачи заключались в следующем:
— показать, что культурная революция, важность которой неоднократно подчёркивал Ленин, идёт ускоренными темпами. Таким образом, путь, завещанный вождём мирового пролетариата, неуклонно поддерживается партией и достойным преемником Ленина – Иосифом Виссарионовичем Сталиным (который присутствовал на параде 1938 года вместе с другими партийными лидерами на трибуне мавзолея);
— физкультурно-спортивные парады подчёркивали процессы становления нового общества, оттеняли здоровый оптимизм, указывали на преимущества коллективизма по сравнению с буржуазным индивидуализмом;
— показывали новую роль женщин в социалистическом обществе, которые также свободно, как и мужчины, могли заниматься двигательной активностью, гимнастикой, преодолевать религиозные запреты и предрассудки, делать профессиональную карьеру. Рельефно оттенять этот момент на парадах должны были женщины из национальных республик (в том числе Средней Азии), которые пару десятилетий назад об этом и не помышляли. На параде 1938 года мы видим, как решалась эта задача в танцевальной и театрализованной постановке (см. фото ниже);
— парады демонстрировали новые воспитательно-педагогические приёмы в отношении детей, которые также были активными участниками акции 1938 года. Старательно вышагивающие по Красной площади малыши вызывали улыбки умиления у многочисленных зрителей – среди которых было немало детей. Увиденное в Кремле зрелище западало в душу гостей парада на всю жизнь, становилось идеалом и предметом для подражания;
— мощное идеологическое и патриотическое воздействие оказывала и военная составляющая парада физкультурников. Стройные колонны подтянутых юношей и девушек с винтовками наперевес должны были убедить советских людей и иностранцев в сплочении нации, готовой защитить завоевания Октября.
Разумеется, парады физкультурников прививали новую спортивную эстетику, телесность, указывали на красоту человеческого тела, возвращая наблюдателей не просто в Античность, но в новый мир искусства и мастерства, понятный всем и каждому. Здесь, на парадах, никому, даже малообразованным рабочим, колхозникам и красноармейцам, не надо было объяснять, в чём состоит замысел художников, режиссёров, участников парада – увиденное не требовало трактовок и пояснений искусствоведов, знатоков и тонких ценителей. Всё было понятно и очевидно – бросайте вредные привычки, занимайтесь спортом, вступайте в добровольные спортивные общества (например, ДСО «Спартак» — см. фото), и тогда вы попадаете в новую, невиданную ранее жизнь с другими ценностями, устремлениями, ориентирами.
Обращает на себя внимание масштаб акции, её идеальную подготовку, согласованность и синхронность выступлений – в том числе с участием машин, мотоциклов, акробатических групп, огромного количества реквизита и бутафорий.
В канве парада мы замечаем также сатиру и юмор, когда организаторы и участники высмеивают кровожадных империалистов. Смех придаёт новое звучание параду, снимает тревожность военных элементов, создаёт эмоционально-позитивный настрой.
Думается, что ментальные инвестиции, сделанные в советских людей тогда, дали свои мощные всходы в годы Великой Отечественной войны, когда советские люди разгромили самую мощную на тот момент армию мира, на которую работала вся Европа и часть южных стран.