Вопрос организации и управления футбольными соревнованиями не так прост, как кажется на первый взгляд. Кроме того, бытует мнение о том, что футбол – экономичный и недорогой вид спорта – ошибочен, даже если идёт речь о любительских соревнованиях. Не говоря уже о профессиональных чемпионатах, где лишь аренда стадиона на одну игру стоит 4 млн. рублей. Именно столько платил, например, футбольный клуб «Тосно», который в 2018 году стал обладателем Кубка России, и в этом же году вынужден был признать себя неплатёжеспособным на пике спортивной славы. Слишком большие выплаты стадиону и высокие зарплаты игроков подорвали экономику этого яркого и самобытного клуба. Примерно такую же сумму в 4 млн. руб. за игру выплатит ФК «Ростов» стадиону «Ростов-арена» за 9 матчей второй половины 2018 года.
Но вернёмся к непрофессиональному футболу и экономике соревнований. На низовом уровне это действительно несложно – договориться между собой и провести серию матчей между сёлами, микрорайонами, школьными классами или студенческими группами. Но даже в столь элементарном аспекте неизбежно возникают проблемы с арендой футбольного поля, с командной формой, позволяющей различать игроков, с судейством, наличием мячей, разрешением или запретом играть в бутсах. Игрокам надо где-то переодеваться, желательно наличие душевых и туалетов. Не помешало бы присутствие на матче медработника — на случай, если кто-либо из игроков получит травму или кому-то станет плохо. Необходимостью также является и наличие транспорта, перевозящего команду к месту соревнований и обратно. При многодневных соревнованиях командам требуются отели или иные приспособленные места для размещения. Разумеется, футболистам и сопровождающим их лицам требуется питание. На всё это нужны деньги. Возникает прагматичный вопрос — где из взять.
Перечисленные нами статьи расходов требуют существенных сумм. Денег требует тренировочная база, оплата труда тренеров и административно-технического персонала, аренда стадиона, покупка спортинвентаря и клубной формы. Средства нужны на оплату транспортных расходов, гостиницу, питание, оплату труда арбитров и прочее.
Таким образом, мы видим, что организованный и соревновательный футбол требует существенных инвестиций, если это не просто игра знакомых и друзей, активно проводящих свой досуг на дворовой спортплощадке или школьном футбольном поле.
Если сделанные кем-либо инвестиции в футбол имеют целью окупаемость и даже прибыльность актива, то тогда любительство переходит на коммерческие принципы, и мы имеем дело с парапрофессиональным (т.е. с полупрофессиональным, частично окупаемым) футболом или профессиональным футболом, который организован как бизнес.
Схематично это можно показать следующим образом (см. рис.1).
В основании пирамиды расположен массовый досуговый и любительский футбол, который служит питательной средой для более высокой страты – парапрофессионального футбола, менее многочисленного и финансируемого частично или полностью муниципальными, государственными или предпринимательскими структурами.
К этой же страте относится корпоративный футбол, который находится под эгидой крупных предприятий. Многие российские профессиональные футбольные клубы выросли из этой формы организации команд или из системы так называемого государственного любительства. Иными словами, какое-либо предприятие типа «Ростсельмаша» или автозавода (например, «Торпедо-ЗИЛ»), армия (СКА или ЦСКА), милиция («Динамо»), профсоюзы («Спартак») и т.д. финансировали клуб, который двигался по восходящей линии и впоследствии приобретал статус профессионального. В советское время этого названия избегали и называли профессиональные клубы «командами мастеров». Естественно, в ротации команд были и обратные примеры, когда профессиональные футбольные клубы спускались в низшие лиги.
На верхнем этаже футбольной пирамиды расположились элитные клубы, представляющие профессиональный футбол с выстроенными бизнес-процессами. Для России есть своя специфика, которая состоит в том, что клуб может в одночасье утратить статус профессионального, поскольку его бизнес не выстроен качественно, а базируется лишь на деньгах спонсора. Отказ последнего от выделения средств ведёт либо к банкротству футбольного клуба, либо к его провалу на нижние этажи футбольной пирамиды.
Организация футбольных соревнований, которые могут иметь различные названия и характер (первенства, чемпионаты, кубки или призы кого-либо или чего-либо) проводятся и оплачиваются по разным схемам. В нижней страте массового, инвалидного и детско-юношеского футбола матчи вряд ли могут быть самоокупаемыми – даже при их идеальной маркетинговой и управленческой подготовке (думаю, что это лишь на текущий момент, в дальнейшем ситуация может сильно поменяться в лучшую сторону).
В настоящее время бремя расходов часто перекладывается на самих участников первенств или же на их родителей и родственников. В тех городах и населённых пунктах, где имеются достаточные бюджетные средства, основную часть затрат принимает на себя местная власть. В софинансировании пока ещё невелика роль РФС, перераспределяющего денежные средства от профессионального футбола на нижний уровень. Разовую помощь детско-юношеским школам и футбольным интернатам оказывают известные футболисты – выпускники этих учебно-спортивных заведений.
Что же касается управленческо-организационного ядра футбольных соревнований низового уровня, то здесь значительную роль играет частная инициатива, самоуправление, умение работать со спонсорами и грантами. Специальных организаций типа детско-юношеских союзов и ассоциаций пока практически нет — эту работу ведут местные федерации футбола. Обычно вся организационно-управленческая работа по подготовке и проведению соревнований ложится на плечи местных футбольных общественных организаций, а также спортивных и образовательных департаментов местных администраций.
В страте парапрофессионального футбола вопрос с осуществлением регулярных чемпионатов решён более чётко, чем в системе массового и досугового футбола. Поскольку в системе имеются деньги, стадионы и тренировочные базы, футбольные федерации на данном уровне работают более слаженно. Главным отличием от нижней страты является наличие болельщиков, которые составляют потребительский капитал клубов, его финансовую основу.
Пока ещё в России экономическая и маркетинговая работа парапрофессиональных (да и профессиональных) клубов поставлена не на высоком уровне. Владельцы и администраторы команд больше уповают на бюджетные дотации, чем на инициативную коммерческую деятельность. Причин тому достаточно много – и исторических, и психологических, и институциональных. В системе футбольного образования и повышения квалификации всё ещё не придаётся должного значения изучению спортивного бизнеса, освоению и внедрению современных технологий общения с болельщиками, СМИ, рекламодателями, спонсорами. Работа в этой части только началась.
Что же касается элитного футбола, вершины футбольной пирамиды, то здесь организационные, трансфертные и бизнес-процессы отработаны лучше, чем на нижних этажах. Главная тому причина – наличие денежных ресурсов, прямая поддержка госкорпораций и заинтересованность крупных бизнесменов в приобретении брэндовых футбольных клубов.
Но и в элитном футболе имеются весьма глубокие и серьёзные проблемы. В частности, нет научного и финансового обоснования численности профессиональных футболистов в стране и футбольных клубов, участвующих в регулярных соревнованиях в ПФЛ и НФЛ. Известный российский тренер и футболист В. Газзаев (ныне депутат Госдумы) полагает, что численность тех и других в России слишком велика: «Нужно изменить структуру проведения соревнований, сократить количество профессиональных клубов со 100 до 54. То есть, от количества перейти к качеству. (К примеру, в Италии, Испании, Франции количество профессиональных клубов – 40-44, в Германии – 54) Я считаю нашу премьер-лигу нужно увеличить до 18 команд, а Первую лигу из 36 команд разбить на три зоны: Центр, Запад и Восток по географическому расположению, и тем самым значительно сократить транспортные расходы, вовлечь в систему профессионального, детско-юношеского, массового и любительского футбола все регионы Российской Федерации. То есть создать 54 профессиональных клуба. А финансировать футбольные клубы исключительно за счёт частных инвестиций, активно внедрять в футбол государственно-частное партнерство, а также ввести льготы для бизнеса и компаний, инвестирующих в профессиональный спорт и футбол».
Естественно, по данной проблематике существуют и другие мнения, также, как и по количеству легионеров, выступающих за тот или иной футбольный клуб (или же выходящих одновременно на поле), так и по лимитированию потолка зарплат игроков, по количеству игроков, отданных в аренду и т.д.
Экономику и организацию футбольных соревнований нельзя рассматривать обособленно, в отрыве от других важнейших секторов футбольной индустрии – таких, как экономика спортсооружений, экономика футбольного клуба, экономика федерации (лиги, ассоциации), экономика болельщиков, экономика тренерского дела, экономика СМИ и интернет-сообщества. Каждая экономическая составляющая имеет свой спортивный и хозяйственный смысл, влияет на общую композицию и расклад сил в национальной модели футбола.
В.Газзаев: Увеличить коммерческие доходы футбольных клубов в 30 раз