О бизнесе и бизнес-программах на российских ТВ-каналах

О бизнесе на российских ТВ-каналах

О бизнесе на российских ТВ-каналах

Практически ни дня не обходится без того, чтобы кто-то из первых лиц российской политической элиты не подчеркивал важность института предпринимательства, или не высказывал слова поддержки малому, среднему или крупному бизнесу. И в личных выступлениях, и на пресс-конференциях, и в программных речах из уст президента и премьера часто приходится слышать правильные и яркие высказывания о необходимости развития инновационного и венчурного бизнеса, наукоемких технологий, о людях, способных доводить изобретения и открытия до новых продуктов.

Однако, несмотря на высокую моральную и словесную поддержку, бизнес вообще, и инновационный бизнес в частности, пока далек от прорывного развития. Более того, молодые люди, которые и должны, казалось бы, проявлять наибольший интерес к разнообразным видам предпринимательства, более тяготеют к государственной службе или работе в крупных госкорпорациях.  Возрастные тенденции вполне закономерны – и как показывают опросы ВЦИОМ, − чем моложе россияне, тем более они готовы рискнуть и попробовать себя в бизнесе. Две трети (67%) российской молодежи (группа 18-24-летних) планируют заняться бизнесом. Число желающих резко снижается к моменту окончания студенческого возраста − уже с 25 до 34 лет подумывающих об открытии своего дела, находится лишь 37% и с взрослением и старением их число продолжает снижаться.[1]

Желание организовать собственный бизнес как-то поугасло и в других слоях российского общества. За последние несколько лет число вновь создаваемых малых предприятий не растет, и, хуже того, имеет тенденцию к некоторому сокращению. Конечно, здесь свою разрушительную роль сыграл финансово-экономический кризис 2008-2011 гг., но он является не единственной, и даже не основной причиной снижения бизнес-активности наших граждан. Не будем сейчас говорить о чиновничьих препонах и поборах, о чрезмерных ставках по социальным платежам. Оставим даже в стороне вопрос о явно завышенных ставках банковских кредитов или о чистоте конкуренции на отечественных рынках.

Поместим в фокус нашего внимания вопросы формирования образа бизнеса в сознании наших граждан, восприятия института предпринимательства населением – начиная от детского возраста и заканчивая людьми старшего поколения.

Человек устроен так, что вначале формируются мыслительные конструкции, образы, нормативные и ценностные позиции, за которыми следуют действия, суждения, нравственные и политические оценки происходящих вокруг событий и явлений.

Наиболее мощным средством воздействия на умы и сердца людей является ныне телевидение – особенно наиболее распространенные федеральные каналы с широкой зрительской аудиторией. Вольно или невольно эти средства массовой информации формируют ценностные и мировоззренческие позиции большинства населения нашей страны, которое накладывает свой жизненный опыт на транслируемый видеоряд, выводя из этой причудливой смеси собственную картину жизни, окрашенную в темные или светлые тона.

Говоря о российском бизнесе, вспоминается фраза из Ф.Шиллера: «Я лучше, чем моя репутация». Иными словами, те программы и сериалы, в которых прямо или косвенно представлен отечественный бизнес, выдержаны, в основном, в негативном ракурсе, в котором затушеваны положительные стороны предпринимательства как экономического и социального явления. При этом на негативе почти всегда делается акцент; сцены физического устранения конкурентов, преступлений из-за денег или собственности становятся основополагающими в сюжетных линиях телесериалов и многочисленных ток-шоу. Ежедневно на экранах телевизоров мы видим продажных чиновников, берущих взятки у бизнесменов, олигархов, покупающих яхты и спортивные клубы, предпринимателей, выплачивающих мизерные зарплаты или ударяющихся в бега от своих обманутых кредиторов.

Создается странная сюрреалистическая ситуация, когда правая рука государства не знает, что делает левая. С одной стороны, очевидны главные цели государства в развитии бизнеса – повышение эффективности экономики, формирование среднего класса, создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение налогооблагаемой базы и т.д. С другой стороны, наши основные телеканалы живут собственной жизнью, не только не помогая решать важнейшую социальную, экономическую и культурно-просветительную задачу развития предпринимательства в стране, но и всячески препятствуя ее выполнению, создавая и укрепляя образ бизнеса как чего-то малоприятного и постыдного. И даже в тех редких случаях, когда передачи о бизнесе носят нейтральный (новостной), или позитивный характер, не создается впечатления, что форматы выполнены в правильном ключе, а их контент доступен и интересен массовому зрителю.

Обратимся к практике деятельности конкретных ТВ-каналов. Исторические и культурно-экономические корни предпринимательства, его институтов и наиболее ярких представителей мы могли бы увидеть на телеканале «Культура». Но мы не видим этого. Руководство канала относит к культурным феноменам классическую музыку, кинематограф, театр, архитектуру, живопись. Все это верно. Однако общественные институты, скрепляющие нацию общей историей, традициями и обычаями, также составляют часть нашей общей культуры. Так, традиции российского купечества предполагали объявлять свой статус (гильдию) самостоятельно – чем выше гильдия – тем большая величина налогов в пользу государства. Но для купца это был не столько вопрос денег, сколько вопрос чести – что выглядит для современного среднего или крупного предпринимателя довольно экзотично. Или, например, вопросы репутации и доверия в отношениях русских промышленников и купцов выглядели совсем по-иному, нежели сейчас. Русский бизнес не содержал больших штатов юристов, а полагался на слово контрагента сделки. Если слово нарушалось, то это почти автоматически означало выбытие из состава профессионального сообщества, так как никто не хотел иметь дело с нечестным предпринимателем.

Нельзя также не вспомнить труднейших для России времен, когда институт предпринимательства буквальным образом спас страну – тогда, в начале 1920-х годов уже фиксировались случаи массового голода и каннибализма. В.И.Ленин, осознавший безвыходность положения, обратился к бизнесу, как единственной надежде на спасение. Это было на Х съезде партии, провозгласившим переход к нэпу.

Но не только исторические сюжеты, посвященные русскому бизнесу, должны присутствовать на канале «Культура». Не только вопросы меценатства и благотворительности крупных представителей промышленных и торговых кругов следует представлять широкой зрительской аудитории. Желательна также целостная картина того, что мировая практика не знает богатых стран, в которых отсутствует институт предпринимательства. Стоило бы показать массовому зрителю, как взаимодействует наука и бизнес, как появляются новые рынки, новая культурная и информационная среда. Руководителям Министерства культуры и телеканала «Культура» следовало бы внести соответствующую правку в сетку вещания, скоординировав свои внутренние задачи со стратегическими задачами государства.

Первый канал и телеканалы холдинга «Россия» выглядят в рамках продвижения института предпринимательства также неудовлетворительно. Складывается впечатление, что федеральные вещатели никак не контролируются государством, работают исключительно ради собственной прибыли, занимаясь экранизацией сплетен, кухонных склок и анекдотов. Тонкий пиар и продвижение идей частного предпринимательства как одной из центральных задач государства – явно не конек нынешних руководителей наших наиболее массовых каналов.

Единственным более или менее заметным проектом являются вставки «Экономика» на телеканале «Россия24». Группа ведущих пытается в рамках данной программы анализировать ситуацию на фондовых и валютных рынках, давать свои комментарии и прогнозы.

Заметим, что такая передача – вещь, безусловно, нужная. Однако ее формат вряд ли соответствует задачам простого и доходчивого донесения до зрителя проблем осуществления инвестиционного бизнеса, реформы российской пенсионной системы, донесения до умов и сердец людей ярких и положительных примеров малого и среднего предпринимательства, создания социально одобряемого образа бизнесмена.

Здесь хотелось бы отметить тот единичный пример социальной рекламы малого бизнеса, который, к сожалению, сделан не самым талантливым образом. В этой рекламе человек, желающий открыть 3D кинотеатр, как выясняется позже, не знает, что это такое. В итоге создается впечатление, что малым бизнесом пытаются заниматься люди некомпетентные, слабо разбирающиеся в собственных бизнес-планах.

В позитивном плане хотелось бы отметить передачу «Деловая Москва», уже много лет идущую под эгидой канала ТВЦ. Здесь мы можем увидеть экспертов, дающих свои критические комментарии, достижения московского бизнеса, сюжеты, выдержанные в позитивном ключе. Однако и здесь имеется своя ложка дегтя в бочке меда – во-первых, речь в упомянутой передаче идет в основном о московском бизнесе, и, во-вторых, на эту передачу часто накладываются местные включения региональных телестанций, что смазывает общее благоприятное впечатление.

Не могу не отметить и телеканал «Россия 2», специализирующийся, в основном, на спорте. К сожалению, о самом спортивном бизнесе мы здесь не увидим специальных передач; обычно все сводится к самопрезентациям ведущих и трансляциям футбола и хоккея с больших арен. Такое впечатление, что таких огромных сфер, как фитнес, массовая физическая культура и спорт просто не существует. На канале «Россия2» мы не увидим предпринимателей от спорта и спортивной индустрии, сделавших свое состояние на сбережении и приумножении здоровья нации, а не на продаже за рубеж сырьевых ресурсов.

Не хотелось бы продолжать этот длинный ряд безрадостных примеров не самого правильного отношения к бизнесу и его конкретным представителям. Возможно, наши критические замечания послужат поводом для анализа сложившейся ситуации не только во властных структурах, но и в таких известных организациях, как ТПП, РСПП, Опора России, Деловая Россия и тому подобных союзов и ассоциаций. В кооперации с государством деловым структурам следует обратить значительно большее внимание на данную проблему.


[1] Прив. по: Свой бизнес: когда желания не совпадают с возможностями

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.