Выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ В.В. Путин произнёс слова о новом типе хозяйственной модели, о экономике предложения. В частности, он подчеркнул, что России необходимо перейти к новому этапу экономического развития — экономике предложения, «которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, а сама его формирует». Что имел в виду глава государства — об этом коротко расскажем читателям.
Впервые концепцию supply side economics (или модель экономики предложения) выдвинули в 1970-х годах экономисты Роберт Манделл (Канада) и Артур Лаффер (США), который известен российским студентам по кривой Лаффера, представленной ниже.
Ставка налогов, по Лафферу, должна быть оптимальной, то есть быть достаточно приемлемой для субъектов экономики. Тогда они будут готовы платить налоги, и доходы в бюджет будут достаточными (на графике — точка М). Если ставка налогов превышает оптимальный уровень, то поступления в бюджет будут уменьшаться; расти будет теневая экономика и число уклоняющихся от налогов граждан и предприятий. Отсюда следует первый постулат экономики предложения — достаточно низкие налоги на бизнес.
Второй особенностью экономики предложения является принцип создания инноваций и формирования новых рынков, которые продуцируют новые волны спроса. Так, например, создание сначала пейджеров, а затем мобильных телефонов подстегнуло в 2000-е годы формирование спроса на мобильный интернет, смартфоны, различные приложения, торговые и сервисные услуги в этой сфере. Таким образом, В.В. Путин призывает производителей, научные и исследовательские структуры активизироваться в плане предложения полезных инноваций, которые создадут новые отрасли, обширные рынки и многочисленные потребительские контингенты в России и за рубежом.
Третий принцип экономики предложения — это повышение производительности труда, менеджерианская (управленческая) революция, предложенная ещё Фредериков Тэйлором. Её смысл довольно прост — за счёт научных подходов в организации труда, применения новых технологий и техники, рационализации и изобретательства удаётся существенно повысить производительность труда. Поскольку выпуск продукции увеличится, возрастёт и её предложение, а, стало быть, снизятся цены. (Помните, как Адам Смит в «Богатстве народов» описывал булавочную мануфактуру, в которой каждый работник мог делать 8-10 булавок за день, если выполнял сам все операции от начала и до конца. Разделение труда позволяло мануфактуре из десятка рабочих выпускать за день до 20 тысяч булавок).
Раз снижается общий уровень цен, потребитель сможет покупать больше, повысится его покупательная способность и уровень благосостояния. А на предприятиях будут высвобождаться излишние работники, которые будут перетекать в новые сферы бизнеса.
Венцом теории экономики предложения является монетарная политика государства, которая заключается в обеспечении небольшой инфляции (в том числе за счёт предложения «вертолётных» денег потребителям). Избыточная масса денег в обращении позитивно сказывается на спросе юридических и физических лиц, предлагаемые производителями товары не залёживаются на полках, пользуются спросом услуги и информация. Спрос, таким образом, подстёгивает предложение, национальная хозяйственная система динамично растёт.
Такова в общих чертах модель экономики предложения, которую В.В. Путин предлагает реализовать на территории современной России.