Перспективным направлением предпринимательской деятельности в области здравоохранения и развития культурных обменов является медицинский туризм, который является категорией весьма объемной и многогранной. Термин «туризм» в общепринятом понимании означает путешествия, сочетающие активный отдых с укреплением здоровья, познавательными, деловыми и просветительными задачами.
Существуют известные сложности с адекватным определением понятия «туризм» ввиду его специфической природы: с одной стороны, это всегда путешествия (пусть даже виртуальные), с другой – это широкий пакет услуг, именуемый туристским продуктом, связанные с предоставлением транспорта, связи, ресторанов, отелей, кемпингов, санаториев и прочих туроператоров. Таким образом, туризм всегда можно рассматривать в связи с какой-либо потребностью человека – культурного, религиозного, мировоззренческого, спортивного и иного характера, но всегда связанного с экономической составляющей и получением прибыли как субъектами государственного, так и частного бизнеса.
При классификации видов туризма акцент обычно делается на выгодоприобретателя, что закладывается в само название – например, пляжный туризм, деловой туризм, спортивный туризм, космический туризм. Соответственно, бенефициаром перечисленных областей являются пансионаты и развлекательные заведения, бизнес-сфера, спортивная и космическая отрасль. Все сказанное в полной мере относится и к медицинскому туризму, который в последние десятилетия интенсивно развивается.
Медицинский туризм представляет собой составную часть внутреннего и международного рынка туристических услуг, является его существенной и неотъемлемой частью. Под медицинским туризмом в узком смысле традиционно понимается миграция пациентов к месту лечения, реабилитации и отдыха в какой-либо регион или страну. Время пребывания на лечении и реабилитации при этом ограничивается в пределах одного года.
В широком смысле медицинский туризм можно определить как сферу медицинской индустрии и гостеприимства, связанную в единую систему рынков с развитой инфраструктурой, включающей не только медучреждения, но и самые разные отрасли бизнеса – страхование, банковскую деятельность, юридическую помощь, транспорт, связь (см. рис.1).
Понимание медицинского туризма в широком смысле включает в себя также миграцию не только пациентов и гостей, но и врачебного персонала, диагностического и операционного оборудования. Пока эта область развита недостаточно, но перспективы у нее явно есть. По мере обострения конкуренции в медицинском бизнесе интенсивные выезды в регионы и зарубежные поездки будут осуществлять не только специалисты МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Федорова, но и представители других медицинских организаций с известными брэндами.
С точки зрения экономики и бизнеса выезд специалистов за рубеж или в регионы с точечным спросом по какому-либо виду медицинских услуг весьма выгоден, так как постоянное базирование на месте стационарных пунктов далеко не всегда целесообразно. Так, удовлетворить платежеспособный спрос на элитные услуги пластической хирургии в небольшом городке численностью в 40-50 тыс. жителей можно за несколько недель. После этого спрос начнет последовательно снижаться, так как большинство желающих улучшить свою внешность и фигуру не в состоянии собрать требуемую сумму. Очевидно, что содержать в таком городке специализированную частную клинику нерентабельно; здесь требуется иной подход, основанный на выездном обслуживании пациентов.
Модель выездного медицинского туризма врачей во многом напоминает гастроли столичных антрепризных театров или эстрадных исполнителей, которые за 2-3 спектакля или концерта удовлетворяют основной спрос в провинциальном городе и далее перемещаются на новое место с перспективными клиентами. По прошествии определенного периода времени цикл можно повторить.
Несомненно, здесь возникает вопрос о том, является ли подобная медицинская практика отраслью медицинского туризма. Может быть, данный способ следует считать просто командировками, связанными с профессиональной деятельностью. На наш взгляд, здесь возможные обе точки зрения – и в этом одна из трудностей определения медицинского туризма, упоминавшаяся нами выше. Однако не стоит забывать, что экспансия медицинского персонала и оборудования за пределы региона, это ни что иное, как новая бизнес-модель, которая даст свои плоды уже в ближайшем будущем (см. рис.2).
Основной движущими силами медицинского туризма являются следующие потребности:
- во-первых, получение качественного лечения в тех странах или регионах, где имеются специалисты высокого уровня, обладающие уникальными профессиональными знаниями и умениями;
- во-вторых, желание сэкономить на тех медицинских услугах, которые в данном регионе или за рубежом дешевле, чем в местах постоянного проживания пациента;
- в-третьих, ознакомление с культурой и достопримечательностями той страны, куда пациент выезжает на лечение;
- в-четвертых, желание улучшить здоровье в условиях уникального климата, бальнеологических, пелотерапевтических и иных факторов.
Перечисленные выше потребности составляют основу медицинского туризма. В настоящее время миллионы людей перемещаются по странам и регионам с целью совмещения лечебных процедур и отдыха. Такая значительная миграция имеет для экономики страны (или региона) организатора огромное хозяйственное значение (см. рис.3).
В первую очередь, позитивные перемены сказываются на рынках труда. В частности, создаются новые рабочие места во многих отраслях экономики, улучшается инфраструктура туристического комплекса, качество обслуживания клиентов, платежный баланс региона и многие другие микро- и макроэкономические показатели. Это обстоятельство следует учитывать в своей бизнес-стратегии и государственной политике региональным и федеральным властям, которые развивая внутренний и внешний медицинский туризм, смогут существенно продвинуться на пути увеличения благосостояния местного населения.