Для россиян и иностранцев, углубленно изучающих русский язык, всегда интересны идиомы, то есть такие народные выражения, смысл которых не определяются значением входящих в них слов. К их числу можно отнести фразеологизмы «Вешать лапшу на уши», «Съесть пуд соли», «Свой в доску» и многие другие. Одним из примеров такого рода идиом является выражение «Сыр-бор» и ему подобные: «Из-за чего весь этот сыр-бор?«, «Разгорелся сыр-бор» и проч.
Выражение «Сыр-бор» мы можем встретить в художественной литературе, в кино, на ТВ и в Интернете, а также в повседневном общении россиян, которые применяют его при обозначении переполоха, скандала, информационной и бытовой шумихи, конфликта людей, организаций и целых стран.
Так что же это за загадочный «Сыр-бор»? Придуманная кем-то заумь, которая прочно вошла в нашу речь — подобно тому, как Велимир Хлебников придумал слово лётчик, которое позже стало общеупотребительным? Или это продукт новояза, который связал в единое выражение слова сыр (как молочный продукт) и бор (как химический элемент)? Какова вообще логика и исторические предпосылки возникновения данной идиомы?
На поставленные вопросы аргументированно ответим при помощи главного труда Владимира Даля — его Толкового словаря живого великорусского языка, который потомно вышел в 1860- годах.
Русские слова зачастую многозначны. Это в полной мере относится и к слову сыр. С одной стороны, это молочный продукт, на что указывает В.И. Даль, перечисляя швейцарский, немецкий, итальянский и английский сыры. С другой стороны, сыр — это участок, клин леса, отведённый смолокурам. (Т.4, с.376).
Смолокурами в России называли людей, которые добывали смолу из хвойных пород деревьев. Ею смолили верёвки, лодки, паруса, использовали как герметик, защищали деревянные постройки от гниения. Для выгонки (курения) смолы использовали специальные избы или ямы, в нижней части которых ставилась бочка, куда стекала смола.
Процесс смолокурения был зловонным, дым едким, одежда и волосы накрепко пропитывались смрадом. Помимо вони, сыр надо было достаточно тщательно обустраивать, рыть смоляные ямы или строить специальные избы (смоляные заводы, как говорили тогда), нанимать людей, готовых выполнять грязную работу, заготавливать дрова, выкладывать их особым образом. В.И. Даль даёт нам описание данной технологии (Т.4, с.236). В общем, затевать всё это дело для малых объёмов или разового производства было хлопотно и нецелесообразно. Отсюда и вытекает смысловое значение выражения «Сыр-бор»; из-за чего сыр-бор или затевать сыр-бор. Бор в данном выражении означает небольшой лесок, из которого смольщики брали сырьё для курения смолы.
Таким образом, мы можем констатировать, что выражение «Сыр-бор» точно не продукт новояза и изобретение последних десятилетий. Шум, грязь, зловоние и громкие крики были отличительной чертой смолокурения и участков сыр (сырья), выделяемых в хвойном бору. Отсюда и проистекает смысловое наполнение идиомы «Сыр-бор» или «Разгорелся сыр-бор».