Для людей, углубленно изучающих русский язык и культуру народов России, значительный интерес представляют фразеологизмы, за которыми стоят длительные культурные традиции, история, классовые отношения и мировоззрение больших общественных групп. К числу таких крылатых выражений, символизирующих отграничение простого люда от царственных особо, дворян от крестьянства, офицеров-аристократов от солдат, набранных из крестьянского сословия, служит фразеологизм «Белая кость, голубая кровь«.
Фактор крови был очень важен для русских людей. Царя, например, нельзя было просто выбирать (как выбирали королей в Польше), это всё равно, что выбирать себе отца или мать, — недаром царя (императора) или императрицу народ звал батюшкой или матушкой.
Выражение «Белая кость, голубая кровь» сохранилось до нашего времени; его можно встретить в художественной литературе, в кино, в межличностном общении россиян, когда они хотят указать на элитарность, благородство, манеры поведения какого-либо лица.
Откуда же происходит фразеологизм «Белая кость, голубая кровь» и ему подобные выражения, упоминающие белую и чёрную кость, «благородную кровь» и простолюдинов, аристократов и быдло?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы обратимся к авторитету Владимира Даля и его главному труду — Толковому словарю живого великорусского языка 1880-1882 гг. издания.
По поводу белой и чёрной кости В.И. Даль говорит нам следующее: в переносном смысле белая и чёрная кость — благородное и простое поколение. (Т.2, с.176). Здесь явно прослеживается противопоставление, антагонизм между двумя типами людей.
Что же касается другого антагонизма, между голубой и алой кровью, то В.И. Даль указывает: Кровь также употребляется в значении рода, племени, колена, поколения. От крови Рюриковой: благородной крови. (Т.2,с.196).
При этом В.И. Даль указывает на особое восприятие цветов русскими людьми. Народ голубым называет то синее, то серое или тёмнодикаго цвета; иногда даже и с желтизной; в нижегородском и другом говоре голубым иногда народ зовёт жёлтый цвет; замечательно, что цвета эти противоположны. (Т.1, с.370).
Таким образом, Владимир Даль указывает на особое, субъективное восприятие цветов жителями разных регионов России. В известном смысле, цвет кости или крови — это не есть визуальный фактор, это, скорее символический и ментальный образ, который указывает на водораздел между низменным и возвышенным (чёрным и голубым — землёй и небом), чернью и элитой, плебсом и патрициями. Чёрное дело — худое, подлое. Чёрные книги — содержащие чёрную науку, волхование, при помощи нечистого, чёрного духа. (Т.4, с.594).
Это же символическое понимание выражения «Белая кость, голубая кровь» переносится и в нашу современную жизнь. Одни группы (политиков, актёров, спортсменов, бизнесменов и проч.) и даже целые страны считают себя избранными, элитой (например, богоизбранная Америка, которая должна править миром), другие считаются чернью, пока не происходят радикальные перемены.
См.: Происхождение русских фразеологизмов