О происхождении выражения «Шут гороховый»

В художественной литературе, в кинофильмах, в повседневной речи россиян можно услышать выражение «Шут гороховый». Его говорящие употребляют в тех случаях, когда хотят ярко и образно указать на чью-либо дурашливость, несерьёзность, смешливость, неуместный юмор. Изречение «Шут гороховый» явно не продут новояза — ему, как минимум, два столетия. В связи с давностью своего происхождения почти никто не в состоянии точно сказать, почему шут гороховый, а не кукурузный, картофельный или какой-то ещё. Да и вообще, имеет ли отношение прилагательное гороховый к гороху или этимологию (происхождение) изречения следует искать на ином поприще?

Для аргументированного ответа на поставленный вопрос воспользуемся наиболее качественными и авторитетными источниками — Словарём Академии Российской, изданным в 1789-1794 гг. под редакцией княгини Екатерины Дашковой и Толковым словарём живого великорусского языка Владимира Даля в его классическом издании 1880-1882 гг.

Заглянем вначале в первый в истории Росси толковый словарь — Словарь Академии Российской, над которым 11 лет работал авторский коллектив из 64 экспертов — лучших специалистов своего времени. Открываем Часть 2 и читаем. Горошу, горошить, огорошитьв простонародье употребляемое. Прямо или напрямик о ком говорю; обличаю или упрекаю кого при ком в каком-либо предосудительном поступке. Он так его при всех огорошил, что должен был от стыда выйти, замолчать, покраснеть. (Словарь Акад. Росс., Ч.2, СПб., 1790, с.256).

Из разъяснений Словаря Академии Российской следует, что слова горошу, горошить, огорошить были в ходу в 18-ом веке.

Теперь открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Шут — человек, промышляющий шутовством, шутками, остротами и дурачеством, на смех и потеху людям; шут обычно прикидывается дурачком, напускает на себя дурь и чудит, и острит под этой личиной. Пора шутов миновала, но до этого века они находили приют у каждого вельможи. Бывают: шут полосатый, шут выворотной, шут гороховый и подновинский. (Т.4, с.650).

Из объяснений В.И. Даля мы делаем вывод, что шуты при российских царях, боярах и вельможах имели особое деление. Шута выворотного можно было узнать по вывернутой наизнанку одежде — это считалось весьма потешным. Шут полосатый не обязательно был в полосатой одежде — полосой встарь называли казачью саблю, шашку. Задачей шута полосатого было полосонуть кого словом, хватить, сильно ударить. (Т.3, с.264). Шут подновинский должен был подновлять что-либо, исправлять, подсвежать, давать новый вид — в рассказах, анекдотах, выходках, баснях, сказках, шутках. (Т.3, с.190). Наконец, шут гороховый так назывался вовсе не потому, что на нём была одежда в горошек или он носил с собой погремушку с горохом. Его так именовали по функции — он должен был горошить публику. Горошить кого, бранить, журить, озадачивать; более употребительно огорошить. (Т.1, с.382).

В настоящее время уже многие забыли про институт домашних или придворных шутов, которые были своего рода небольшим сатирическим театром при вельможах и крупных помещиках. Шуты были непременным атрибутом на всех приёмах, пирах и попойках хозяев, досаждали своими шутками, анекдотами, присказками гостям, ставили их подчас в неловкое положение. В ансамбле шутов главнейшую роль выполнял шут гороховый, имя которого стало нарицательным, прочно вошло в русскую языковую практику.

См. также: Происхождение русских фразеологизмов

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.