Выражение «Сытое брюхо к учению глухо» россияне применяют в тех случаях, когда хотят эмоционально и образно указать на падение мотивации, снижение тяги к обучению и познанию нового для тех лиц, которые имеют материальный достаток, не испытывают острой нужды в чём-либо. Аналогичная по смыслу поговорка имела место ещё в Древнем Риме и звучала она так: Plenus venter non studet libenter (пленус вентэр нон студэт либэнтур — полный живот неохотно учится).
Доподлинно неизвестно, восприняли русские данную поговорку от римлян или переоткрыли закон мотивации к обучению самостоятельно, но точно можно говорить о древности выражения «Сытое брюхо к учению глухо» в российской практике.
За необходимыми уточнениями и разъяснениями обратимся к обширным знаниям нашего главного отечественного словесника Владимира Даля и его фундаментальному труду — Толковому словарю живого великорусского языка.
Открываем первый том словаря Даля 1880 года издания и находим под базовым словом брюхо множество поговорок. Плохо лежит, брюхо болит — хочется стянуть. Брюхом захотелось — о причудливом и настойчивом желании. Майорское брюхо, пузо — большое, поповское — жадное, ненасытное. Поповское брюхо из семи овчин сшито. Отростил брюшко — особенно о купце, разбогател. (Т.1, с.133).
Приводит В.И. Даль и нужную нам поговорку, не давая при этом никаких пояснений. «Сытое брюхо к учению глухо (туго)». Да и какие пояснения здесь нужны, если всё и так достаточно понятно. Когда человек сыт, потребность в активной деятельности снижается, тяга к знаниям и обучению притупляется. Зачем учиться, если и так всё хорошо? Эту мотивационную конструкцию можно рассматривать в узком и широком, философском смысле. Недаром говорят: «Художник должен быть голодным». То же самое можно сказать об учёном и представителях многих иных профессий.
В настоящее время появляется всё больше научных исследований, доказывающих влияние микрофлоры кишечника на поведение человека (см. Микрофлора и экономическое поведение). Но и наши далёкие предки знали об этом эффекте из повседневных наблюдений за отдельными людьми, сословиями и целыми государствами. Коротко они характеризовали это как пресыщение и грубым термином «зажрались» (что относилось и к Римской империи, её загнивании и распаду).
Современное понимание выражения «Сытое брюхо к учению глухо» носит характер не только исторической мудрости, но и закона мотивации (антимотивации).
См. также: Происхождение русских фразеологизмов