Россияне достаточно часто употребляют крылатое выражение «Видна птица по полёту», когда хотят прямо или косвенно указать на чьи-либо взлёты, достижения или неудачи, промахи. Иногда применяется и фразеологизм «Видно сокола по полёту», когда подразумеваются текущие или будущие свершения каких-либо достойных людей или их воспитанников, последователей или потомства.
Со смысловым наполнением выражения «Видна птица по полёту» всё более или менее понятно; иное дело происхождение (этимология) данного фразеологизма — здесь белых пятен довольно много. Почему именно полёт птицы указывает на будущие достижения или провалы кого-либо? Использовалась ли на Руси практика гадания по полёту птиц? Когда и как возникло изречение «Видна птица по полёту»? Что оно означало первоначально? Является ли это изречение заимствованием из произведений какого-либо философа или литератора? Или это вообще продукт новояза, изобретение последних десятилетий?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы традиционно обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля.
Открываем третий том словаря Даля 1882 года издания и читаем под базовым словом птах. Птица — пернатое летучее животное в перьях. Птицу по перьям знать, сокола по полёту. Красна птица перьем, а человек ученьем. (Т.3, с.534).
Приводит Даль и забытое ныне слово «кобь». Кобь — 1) волхование, гадание по приметам и встречам. 2) гадание по полёту птиц, кобцов и пустельги, которые особенно весной, пролетая, тянутся во множестве одним путём. По диаволью наущению кобь сию держат. Кобение, кобление (старинное) — гадание по полёту птиц. Кобник — гадатель, знахарь. (Т.2, с.127)
В.И. Даль приводит выражение «Птицу по перьям знать, сокола по полёту», но никак не поясняет его смысл. Сокола, по сравнению со всеми иными птицами, народная мудрость выделяет в отдельную категорию. Его полёт и охота очень своеобразны — говорит Даль.
Сокол — ловчая птица, величиной с большого ястреба.; он не берёт добычи с земли, весьма редко хватает, а бьёт налету, для чего сперва подтекает под неё, взгоняя её, потом выныривает позадь её вверх, и внезапно ударяет в неё стрелой, более под левое крыло, всаживая отлетный коготь в птицу и распарывая её, ровно ножом. Кроме того, указывает В.И. Даль, соколом или соколиком зовут милого, любезного друга. (Т.4, с.262).
Но почему всё же по полёту птиц видно будущее того или иного человека? Здесь мы должны вспомнить историю Древнего Рима, в котором по полёту птиц определяли волю богов. Для этого занятия был даже введён термин ауспиция (лат. — наблюдение за полётом птиц) — предсказание будущего на основании наблюдения за поведением птиц (полётом, криками, кормлением). Предсказаниями занимались авгуры (от лат. avis — птица). Без ауспиций и трактовок авгуров в Риме не предпринималось важных политических решений и военных походов. Соответственно, в русской практике авгуров называли кобниками, а ауспиции — кобением, коблением.
Древнеримская и русская практика предсказаний грядущих событий по полёту птиц стала основой для современного крылатого выражения «Видна птица по полёту», которое в России в середине 19-го века звучало в несколько ином варианте «Птицу по перьям знать, сокола по полёту».
В настоящее время уже практически никто не помнит о древних римских ауспициях, а также о русских гаданиях по полёту птиц, коби; но крылатое выражение «Видна птица по полёту» осталось, закрепилось в русском языке и активно используется поныне.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов