Лечебный бизнес представляет собой наиболее давний и устоявшийся вид предпринимательской деятельности в сфере медицины, имеющий многовековые традиции. Экономические отношения в лечебном деле складываются в основном по линии «врач – пациент», когда травмированный или заболевший человек обращается за помощью к врачу, который предоставляет медицинскую услугу за установленное вознаграждение. При более пристальном взгляде на содержание врачебной услуги можно заметить, что она представляет собой вид интеллектуальной услуги, базирующейся:
а) на научном знании специального характера;
б) на искусстве и опыте врача.
Формирование багажа знаний врача происходит в течение длительного времени, составляющего не менее 6-7 лет. За этот период врач получает общие и специальные знания по теоретическим и прикладным дисциплинам, проходит практику в реально действующих лечебных учреждениях. Вместе с теоретическими и практическими знаниями формируется опыт, который является незаменимым ресурсом повседневной работы специалиста. Знания, опыт и умения накапливаются в процессе текущей профессиональной деятельности, способствуя становлению высококвалифицированного специалиста.
Многолетний процесс получения специальных знаний и освоение тонкостей лечебного дела не могут не оказывать влияния на экономические аспекты взаимодействий в системе «врач – пациент». Законы экономики и бизнеса проявляют себя в данной системе отношений следующим образом: чем продолжительнее время учебы и становления специалиста, чем большие суммы инвестиций вложены в этот процесс, тем выше оказывается стоимость предоставляемых врачебных услуг. Еще более рельефной и явно выраженной делает отмеченную зависимость использование дорогостоящего врачебного и диагностического оборудования, специальных устройств и лекарственных препаратов. Рыночная цена пакета подобных услуг вырастает многократно.
Рассматривая систему экономических отношений в рамках взаимодействий «врач – пациент» мы не можем ограничиваться лишь анализом предложения медицинских услуг. Очевидно, что продавец каких-либо изделий, будь то товары, услуги или работы, всегда заинтересован в повышении цены на свою продукцию. Как же чувствует себя в сделках купли-продажи медицинского продукта потребитель, то есть человек, страдающий от каких либо болезней или травм?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует вспомнить основные положения теории потребительского поведения, где основное место уделяется мотивам и стимулам в осуществлении покупок. Боль и страдание являются очень значимыми стимулами для того, чтобы пациент обратился за приобретением медицинских услуг или лекарственных препаратов. Причем степень чувствительности пациентов к изменению цены на медицинские услуги и лекарства относительно невысока. Данная группа продуктов, как говорят экономисты, неэластична по цене. Пациенты, располагающие финансовыми ресурсами и сбережениями, готовы оплачивать дорогостоящие медицинские товары и услуги с целью снять боль и избавиться от болезни. Сдерживающими рост цен факторами в сфере здравоохранения являются наличие альтернативной (социальной) медицины и лекарственных препаратов-субститутов (заменителей), низких по стоимости или субсидируемых государством.
В настоящее время в медицинском бизнесе наблюдается тенденция подразделения процесса лечения пациентов на две самостоятельные сферы предпринимательской деятельности – на диагностику и собственно лечение. В основе отмеченной тенденции лежат как объективные, так и субъективные предпосылки.
К числу объективных предпосылок следует отнести процесс углубляющейся специализации в лечебном деле. Врачу в одном лице трудно совмещать знания и умения диагноста и лечащего специалиста. Человеческий организм слишком сложен, чтобы без современных анализов и компьютерной диагностики можно было правильно определить тип заболевания, установить формы и способы лечения, назначить лекарственные препараты. В определенной мере во все большей степени становится высокотехнологическим и техническим разделом медицины, со своим специфическим инструментарием, аппаратным и программным обеспечением, обслуживающим персоналом.
В то же время следует отметить и действие субъективных факторов. В частности, выделение диагностики как самостоятельного вида медицинского бизнеса бывает выгодно его организаторам в том плане, что это:
а) стабильный вид предпринимательской деятельности, приносящий относительно постоянные доходы;
б) в задачи многих видов диагностики входит установление не общего диагноза, а фиксация техническими средствами отдельных медицинских показателей или визуализация патологий. Для бизнес-деятельности это весьма удобно: унификация процедур и опора на технические средства делает диагностику рентабельной и практически безрисковой. Этим обстоятельством во многом объясняется значительный рост диагностических учреждений в сфере медицинского бизнеса: риск от неправильной диагностики минимален, претензий со стороны пациентов практически нет (так как априори не предусматривается лечебных эффектов), а рентабельность услуг достаточно высокая.
Лечебная деятельность, включая диагностику, составляет стержневой элемент индустрии здравоохранения: от 60 до 70% общей численности предприятий в ней принадлежат структурам именно этой сферы деятельности. Причем численность частных, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, действующих на коммерческих принципах, в последние годы устойчиво возрастает.