Рассматривая логистику как экономическую дисциплину, мы можем с уверенностью сказать, что она представляет собой науку о планировании, контроле и управлении перемещениями грузов, складированием и прочими пространственно-временными мероприятиями. При этом передвижение сырья, комплектующих и готовой продукции невозможно рассматривать как отдельный феномен, обособленный от процессов получения и обработки информации, в зависимости от которых логистические потоки меняют свое направление и интенсивность.
Существуют два основных понимания логистики – в узком и широком смысле.
В узком смысле логистика – это деятельность предприятия по организации процессов, связанная с перемещением в пространстве и времени грузов от первичного источника до конечного потребителя.
В широком смысле определение логистики расширяется. В него включаются не только. В него включается не только доведение продукта до конечного потребителя, но и маршруты передвижения покупателей, процессы потребления и утилизации товаров, сортировки отходов и упаковок, вывоза отработанных материалов в места их захоронения.
Задачи современной логистики уже не укладываются в те простые рамки, которые были привычными еще несколько десятилетий назад. Теперь логистика оперирует не только двумя основными критериями, характерными для транспортной задачи: а) скоростью доставки грузов и б) стоимостью перевозок, но и некоторыми новыми параметрами. К их числу относятся экологичность поставок, когда разработка ресурсов, доставка их в места производства и потребления наносит минимальный ущерб окружающей среде.
Немаловажным параметром оценки современной логистической системы является ее емкость по трудовому потенциалу, способности создания рабочих мест как в самой логистической отрасли, так и в смежных областях. Важнейшие логистические проекты типа БАМа, создания сети мостов, транссибирской и транскавказской магистралей, проведение нефтяных и газопроводов в Европу и Китай (типа «Северного потока», «Восточная Сибирь — Тихий океан» и др.), строительство аэродромов, портов и транспортных терминалов – все это приносит не только прямую прибыль от перевозок и обработки грузов, но и создает расширение занятости, повышает благосостояние страны.
Нельзя не отметить и еще один критерий эффективности логистической системы – ее способность быть конкурентоспособной на международной арене. Удобство логистики, безопасность перемещения грузов, отсутствие длительных простоев на таможенных границах – один из главных факторов выбора международными перевозчиками того или иного маршрута.
В современных экономических отношениях, в маркетинге и бизнесе логистические процессы занимают особое место. В стандартных схемах поставки логистические операции занимают весьма продолжительное время, которое составляет 90-93% всего времени прохождения продукта от первичных источников до конечного потребителя и утилизации продукта (см. рис.1).
По стоимости логистика может стоить производителю и продавцу до половины общих затрат на создание и продажу товара.
Здесь, правда, следует оговориться, что имеются в виду некие усредненные затраты на многие товарные группы. Очевидно, что логистические затраты на производство и продажу экскаваторов совсем иные, нежели для аналогичных издержек производителей наручных часов. Однако пропорции, указанные нами выше, можно считать достаточно верными, на которые можно ориентироваться при анализе логистических операций в их совокупности.