Выбор организационно-экономической модели футбола является для государства, муниципальных властей, предпринимательского сообщества, футболистов, тренеров, болельщиков, спортивных СМИ принципиально важным моментом. Не менее значим этот фактор и для международных спортивных организаций (в том числе ФИФА и УЕФА), которые рассматривают избранные национальные модели не только с точки зрения экономической, но и в аспекте честной игры (fair play), транспарентности (информационной открытости), справедливой конкуренции.
Почему же моделям формирования и их модернизации придаётся такое большое значение? Казалось бы, любая страна или регион вольны самостоятельно выбирать механизмы финансирования футбола, способы привлечения легионеров, футбольных специалистов, определять величину и потолок зарплат, страховок, бонусов, предоставления футбольных баз, стадионов и прочей инфраструктуры.
С одной стороны, это действительно так. Работающая модель до определённого времени устраивает большинство участников организационно-экономических и управленческих отношений. Государственные и муниципальные футбольные клубы, существующие за счёт бюджетных средств (финансируемые напрямую или посредством госкомпаний), начинают вызывать всё больше нареканий и недовольства со стороны населения, властей, представителей прочих видов спорта. Свои претензии начинают высказывать и международные футбольные ассоциации, требующие от клубов тратить не более, чем они зарабатывают. Наконец, спонсоры и состоятельные владельцы футбольных клубов, финансовое состояние которых ухудшилось (или просто пропал интерес к футболу), резко ограничивают или прекращают вовсе материальную поддержку своих подопечных, что вызывает банкротство команд или переход в более низкий статус. Так было, например, с «Аланией» (спонсор «РусГидро»), или махачкалинским «Анжи» в связи с делом «Уралкалия» и трудностями С.Керимова).
Каждая из национальных моделей футбола складывается под влиянием исторических и экономических факторов, ценностей и менталитета людей, представлении о справедливости, предпринимательстве и роли государства.
Выделим несколько основных экономико-организационных моделей футбола, существующих в чистом или комбинированных видах.
1.Этатическая модель (от фр. État — государство; модель государственной поддержки футбола). Государство в лице федерального правительства и законодательных органов, а также на муниципальном уровне обеспечивает финансирование футбола в полном объёме, предусмотренном соответствующими бюджетами и целевыми программами. Чаще всего такая модель распространяется на инвалидный, студенческий и детско-юношеский футбол, который получает в безвозмездное пользование спортсооружения, инвентарь, тренерские и технические кадры. Но истории известны и более продвинутые модели, когда под эгидой государства находится и профессиональный футбол – в частности, так функционировала советская экономика футбола, когда футболисты высокого уровня действовали под эгидой «государственного любительства», то есть получали вознаграждение не как спортсмены, а как военнослужащие, сотрудники силовых структур, рабочие и инженеры на государственных предприятиях.
Естественно, у этатической модели имеются свои выраженные достоинства и недостатки. К положительным сторонам данной организационно-экономической системы относятся стабильность и определённость функционирования, бесплатность для населения, чёткая управляемость госструктурами в рамках соревновательной, образовательной и воспитательной работы. Что же касается недостатков, то они таковы: затратность для государства, уравнительность распределения, финансирование по нормативам (что обычно мало приемлемо для профессиональных футболистов).
2.Предпринимательская модель футбола. По существу, эта модель является полной противоположностью этатической. Государство отдаёт все бразды правления саморегулирующимся футбольным союзам и ассоциациям, рассматривая футбольную индустрию как самостоятельную сферу бизнеса. Все вопросы развития, краткосрочного и стратегического планирования, получения доходов из всех источников, их внутреннего перераспределения, работы с потребителями, СМИ и прочими направлениями решаются организаторами и владельцами различных бизнесов. Государство в такой системе координат волнует лишь получение налогов и соблюдение законодательных норм. Прямое субсидирование государством профессионального футбола запрещено законом. Плюсами предпринимательской модели являются отсутствие бюджетных затрат, эффективность системы в плане регулирования издержек и доходов, свобода действий футбольных структур и институтов. Минусы заключаются в платности обучения футболу, возмездности пользования спортивной инфраструктурой, ограниченной доступности к занятиям футболом малоимущих слоёв населения (последний недостаток при высоком жизненном уровне людей становится неактуальным).
3.Спонсорская модель футбола. Такая модель подразумевает финансирование различных видов и направлений футбола через благотворителей (то есть лиц, предоставляющих денежные средства и прочие ресурсы безвозмездно) и спонсоров (предоставляющих любую поддержку на оговоренных условиях). Любые национальные и международные компании, частные лица и неправительственные организации могут выступать в роли меценатов и спонсоров, предоставляющих финансовую и материальную поддержку командам, клубам, федерациям, спортсооружениям. Спонсорами футбола могут быть не только олигархи, иностранные инвесторы, профсоюзы, но и сами болельщики, делающие соответствующие пожертвования или покупающие акции клуба. Спонсорами для детей и юношества становятся собственные родители и родственники, вносящие плату за спортшколу, соревнования и работу тренеров. Достоинствами данной модели является самоокупаемость и личные договорённости субъектов спонсорских отношений; при этом государство не несёт бюджетных расходов. Слабые стороны спонсорской модели заключаются в упоминавшихся выше проблемах финансового характера, когда благотворители и владельцы футбольных клубов начинают испытывать денежные затруднения. В этом случае выпадающее финансирование заменить весьма сложно, что ведёт к банкротствам и общей неустойчивости положения.