Отдельного рассмотрения в экономических процессах требует такой художественный и информационно-коммуникационный элемент как транспарант. Его эффективность была всесторонне проверена временем в нашей стране — особенно в предвоенные и послевоенные десятилетия. Транспаранты тогда применялись повсеместно — начиная от кратких лозунгов «Долой буржуев!» и «Пятилетку — досрочно!» и заканчивая гигантскими полотнищами со словами «Мир. Труд. Май». Транспаранты красовались на всех заводах и фабриках, на фасадах крупных зданий, наравне со знамёнами использовались на трудовых митингах и демонстрациях, служили носителями для девизов целеуказания — например: «Мы придём к победе коммунистического труда!» или «Наша цель — коммунизм!».
Что же такое транспарант и почему он так интенсивно использовался в советский период? Исчерпаны ли его ресурсы в настоящее время или переходят в некие иные формы?
Начнём наш краткий анализ с определения — что представляет собой транспарант, как его можно классифицировать и на какие виды подразделять. Сам термин «транспарант» происходит от французского слова и в буквальном переводе означает «прозрачный». Такая трактовка связана прежде всего с тем, что транспаранты в изначальном виде были тканевыми, т.е. полупрозрачными. В дальнейшем транспарантами стали также называть любые таблички, лёгкие мобильные конструкции или поверхности с надписями, символами, изображениями. Например, если на торжественном мероприятии члены трудового коллектива несли транспарант с цифрами «1917», никому не надо было объяснять, что они означают, поскольку являлись символом Октябрьской революции 1917 года. То же самое можно сказать о символическом изображении серпа и молота, буквами «КПСС», датами «1941-1945». Таким образом, транспаранты можно классифицировать как текстовые, символьные, образные и поликодовые (комбинированные, совмещающие тексты, рисунки и т.д.). Кроме того, транспаранты целесообразно подразделить на разовые (подготовленные к текущему моменту) и для неоднократного использования, подразумевающие хранение.
Материалом для изготовления транспарантов выступала лёгкая ткань, закреплённая на простых деревянных держателях. Несомненным достоинством транспарантов были низкая стоимость, быстрота изготовления, высокая читаемость и образность, подстёгивающая мотивацию к тому или иному действию (например, восстановлению разрушенного войной города — см. фото ниже).
Чрезвычайная популярность транспарантов в революционные годы и в советское время была обусловлена не только дешевизной и скоростью в изготовлении, но и отличными коммуникативными свойствами по линии «трудящиеся — власть» (вертикальная коммуникация), «рабочие СССР — народам других стран» (международные послания»), «рабочие одного предприятия — коллективам других предприятий» (в рамках социалистического соревнования).
Внешнему наблюдателю сразу становились понятны цели рабочих собраний, митингов, пикетов, демонстраций, если они были снабжены транспарантами. Для заводских и сельских многотиражек, стенгазет, региональной и центральной прессы было важно иметь фотоматериалы с соответствующими лозунгами, портретами, требованиями, вынесенными на хорошо видимые носители.
Транспаранты играли весьма значимую роль в пропагандистских целях, в осуществлении пиар-акций крупного масштаба — типа праздничных демонстраций, профессиональных праздников (Дня металлурга, Дня энергетика и т.д.), парадов физкультурников, достижений союзных республик.
Транспаранты создавали у участников массовых мероприятий атмосферу праздника, душевного и эмоционального подъёма. Это обстоятельство становилось психологически благоприятной платформой для формирования новых ценностей, мировосприятия, стиля жизни.
Однако к 1980-м годам эффективность воздействия транспарантов на население стала снижаться. Они стали восприниматься как нечто рутинное, устаревшее, не отвечающее духу времени. Транспаранты стали менять сферу использования, всё более перетекая на стадионы (их всё чаще использовали футбольные болельщики) и на протестные акции.