Выступая вчера, 13 февраля, в Госдуме, на заседании Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи глава Минспорта Олег Матыцин недвусмысленно указал на главные направления своей деятельности. Во-первых, министр хотел бы навести порядок в системе управления массовым и профессиональным спортом. Во-вторых, существенно обновить нормативно-правовую базу физкультуры и спорта. И, в-третьих, сосредоточиться на массовом, непрофессиональном спорте, который является основой здорового образа жизни населения, одной из главных потребностей граждан России всех возрастов.
По поводу системы управления отраслью взгляды нового министра в точности совпали с экс-руководителем Росспорта Вячеславом Фетисовым, который констатировал почти полтора десятилетия назад, что краеугольной проблемой отечественного спорта является менеджмент. В частности, выступая в ГУУ в апреле 2006 года, В.А. Фетисов уделил особое внимание современному состоянию отечественного спорта. По его мнению, цитирует sports.ru, одна из основных проблем пенсионный возраст руководителей и сотрудников Олимпийского Комитета России, федераций и спортивных союзов России. Второй важной проблемой было названо должностное несоответствие, очень низкий уровень профессионализма и нежелание перенимать новации в области спортивного менеджмента большинством функционеров и сотрудников спортивных клубов. Прежде всего, это относится к хоккею, футболу, баскетболу и волейболу, где на сегодняшний момент сосредоточено большинство финансовых потоков отрасли.
С тех пор управление в отрасли улучшилось ненамного. По-прежнему в отечественном спорте существует некое двоевластие и пересечение функций Министерства спорта РФ и Олимпийского комитета России. Сложностей в управлении добавляет и неурегулированность взаимодействия Минспорта и региональных властей. На это обстоятельство прямо указал министр: «Сегодня в спортивной отрасли задействовано очень много субъектов: Министерство спорта, Олимпийский комитет, Всероссийские и региональные федерации. Создание системы наиболее оптимального управления в отрасли – один из наших приоритетов. С моей точки зрения, эти партнёрские отношения должны быть более систематизированы и определена каждая роль и ответственность в реализации тех или иных программ… Хотим сделать элемент согласования руководителей территориальных органов властей, это один из элементов Стратегии. У меня уже была возможность встретиться с семью губернаторами, они готовы инвестировать в национальные проекты (развития спорта), в инфраструктуру».
Свою отрицательную лепту в эффективную работу Министерства вносит и несколько устаревшая правовая база. В своём выступлении О. Матыцин отметил: «Мы работаем над Стратегией развития спорта 2020–2030, но пока в качестве основного документа используем Стратегию-2020. Основное направление для меня — воссоздание оптимального управления в отрасли. Без законодательной базы — понятной, доступной, открытой — невозможно решить задачи, поставленные в Стратегии. Политика Минспорта должна быть более открытой, понятной населению».
Что же касается проблем профессионального спорта, допинговых проблем, скандалов с некоторыми спортивными федерациями, то О.В. Матыцин однозначно заявил: «Сейчас меня в основном спрашивают журналисты про лёгкую атлетику, допинг, WADA, но я говорю, что я не агент WADA. Моя задача, чтобы люди были здоровыми, чтобы места занятием спорта были в шаговой доступности. Обращаюсь к СМИ — давайте больше позитива, на негативе сложно воспитывать молодежь. У нас же много героев в спорте, чей пример полезен для воспитания».
Таким образом, новый глава Минспорта тезисно, но точно сформулировал свои приоритеты. Полагаю, что населению нашей страны будет отрадно слышать, что именно массовый спорт будет в фокусе внимания О. Матыцина и его подчинённых.