На прошедшей накануне большой пресс-конференции Владимир Путин дал следующий ответ по поводу введения прогрессивной налоговой шкалы на доходы физических лиц: «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физлиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, это нецелесообразно, потому что, как только мы начнем это делать, после первого шага будет второй, третий, пятый, мы запутаемся в этой дифференциации, и в конце концов все это приведет к уклонению от уплаты налогов, и доходы в бюджет сократятся».
И далее президент напомнил, что после введения плоской 13-процентной шкалы на доходы физических лиц в 2001 году собираемость данного налога возросла в 7 раз, хотя поначалу Путин опасался, что сборы могут упасть. Таким образом, Владимир Путин провозгласил известный принцип, что от добра добра не ищут.
Прав или нет глава государства? С одной стороны, да, так как на самом деле этот налог важен лишь для местных властей, а на федеральном уровне он не так важен, как, скажем налог на прибыль или НДС. Есть резоны и в части администрирования простого 13-процентного налога, не требующего дополнительного персонала и инструментов контроля. В конце концов, люди с большими доходами платят всё равно больше – одно дело заплатить 13% с 20 тысяч рублей и совсем другое – с миллиона.
Но сторонники введения прогрессивной шкалы предъявляют свои аргументы: во-первых, почти во всех развитых странах налог на доходы физических лиц прогрессивный (с той или иной крутизной повышения процента налога в зависимости от сумм дохода), и, во-вторых, лучше перераспределять доходы таким инструментом как НДФЛ, чем создавать революционные ситуации, порождённые огромным неравенством в доходах.
Фактически Путин наложил вето на инициативы коммунистов и «Справедливой России» по изменению ставок и принципов взимания НДФЛ. Учитывая конституционное большинство «Единой России» в Госдуме, вопрос на ближайшие годы можно считать закрытым.